18.01.2020
Т.Ф.Коденёва
Мастерская художника
Образовательная область : Художественно-
эстетическое развитие
Совместная деятельность с детьми
дошкольного возраста
Цели :
Возрождение и сохранение семейских традиций в художественно-эстетическом развитии детей
дошкольного возраста. Освоение технологии декоративной домовой росписи через нетрадиционные техники
рисования
Задачи : Продолжать знакомить детей с элементами
декоративной домовой росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами). Осваивать нетрадиционные техники рисования. Воспитывать любовь и уважение к
труду народных мастеров умельцев. Развивать глазомер, чувства цвета, формы,
ритма, пропорций.
Предварительная работа: Рассматривание
иллюстраций с изображением домовой росписи, знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства.
Дидактические игры на цветной модели с целью упражнения в подборе гармоничных
цветосочетаний.
Материалы, инструменты, оборудование
: заготовки разделочных деревянных дощечек, краски-гуашь, кисти, ватные палочки,
салфетки, стаканчики с водой, образцы элементов домовой росписи (ягода,
веточка), 7 листов бумаги разного яркого
цвета с
нарисованным радостным
весёлым смайликом.
Ход занимательной деятельности : Совместная деятельность с детьми в
художественной мастерской.
1.Игра –«Позвольте представиться!»-
то есть познакомиться с вами!
Детки встают в круг , педагог представляется выражая
радость движением и так далее «Я-Катя» ,
« Я –Ваня» .
Ребята я очень рада
знакомству с вами, сегодня хорошее доброе утро
для всех и я желаю вам никогда не терять улыбку.
2. Пальчикова игра «Мне ладошки
покажите»
Правую и левую
В кулачок скорей сожмите
Пальчики умелые
Разожмите… Рассмотрите …
И скорее мне скажите: Для чего нужны
нам дети ловкие ладошки эти? ( рисовать, лепить и т.д)
Конечно ребята , вы же Бичурские умельцы, а я к вам приехала из села Малый
Куналей , что недалеко отсюда и хочу попросить у вас помощи. У вас есть
мастерская?
3. Мотивация «Помоги мне» по схеме
Педагог сообщает детям ,что
собирается мастерить – рисовать и просит детей помочь разобраться в росписи - Какая
это роспись? Название элемента росписи?
Каким цветом лучше рисовать? .Интересуется как они могут ему помочь
расписать дощечки? Что для этого нужно? И с чего начать? Какие цвета нам
понадобятся для составления узора?
4.Упражнение : Рисование в воздухе
веточки с ягодами , далее
Дети мастера объясняют и показывают
приёмы рисования на мольберте - сначала
нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изобразить
ягоды и листья ( листья можно нарисовать концом кисти способом примакивания, а ягоды
– приёмом тычка) Далее около ягод и листьев можно нарисовать травинки линиями.
5.Пальчиковая гимнастика – задание
при выполнении которого начинает работать тактильно –двигательная память,
восстанавливается мышление, а от тёплого цвета бумаги поднимается настроение.
Раздать детям листочки бумаги,
желательно яркие, цветные. И предложить смять, затем разгладить ладошками и
пальчиками скомканный лист бумаги.
Какое настроение вы увидели? Почему?
Какое настроение у вас сейчас? Вот с этим отличным настроением мы и распишем декоративные дощечки которые
изготовили дети – школьники из
Малокуналейской школы и отправили
вам в подарок
6.Практическая часть – Роспись –
Творческая беседа
7.Итог
- А теперь посмотрите на эти расписные
дощечки и скажите , какое
настроение вызывает домовая роспись?
- Выберите и покажите самую красивую!
Расскажите о ней : какого она цвета, какими красками расписана, какие ягоды ,
листочки и т.д. Чем она лучше всех ?.
- А какие достоинства у другой ?
- Ребята я хочу сказать вам спасибо, что вы помогли мне освоить эту роспись, вы
хорошие умельцы, большие молодцы!
– Домовая роспись
Чародейка мастерица
Как волшебница Жар-птица
Всех теплом нас озарила
Хорошее настроение подарила
18.01.2020
Коденева .Т.Ф
Доклад
Тема: «Успех ребёнка- дело семейное»
Формы
взаимодействия ДОУ с семьёй на этапе введения ФГОС ДО
Так ли это на современном этапе образования? В
чём роль ДОУ?
Идея взаимосвязи общественного и семейного
воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и
общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в
том числе в «Концепции дошкольного воспитания»,
«Законе об образовании». Родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняется позиция
дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но
и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное
образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями,
совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в
воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных
программ и запросов семей. Сегодня педагог дошкольного учреждения — не только
воспитатель детей, но и партнер родителей по воспитанию.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад —
внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в
контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое
просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее
развитие ребенка. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы
социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве
заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений , причём заметно идут вперёд педагогов. Таким образом,
актуальность проблемы выявила
существенные противоречия между реальным сотрудничеством семьи и дошкольного
учреждения . Необходимы новые формы
работы с родителями .
Для решения данной проблемы в нашем детском саду была поставлена
Цель:
создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи,
ориентированного на личностное развитие детей
Для
достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- повысить компетентность
педагогов в работе с родителями
- изучить
потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии
учреждения
- организовать просвещение родителей с целью
повышения их правовой и педагогической культуры
-разработать содержание, формы и методы
работы с семьей
- создавать
условия для развития креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
- обогащать
эмоциональный мир ребенка, способствовать расширению микросоциума
-приобщить
родителей к активному участию в различных видах детской творческой деятельности
Одной из форм работы с родителями на этапе
введения ФГОС ДО в нашем дошкольном
учреждении имеющем направление
«Художественно-эстетическое» является «Организация работы родительских клубов по развитию творческих способностей детей» —
как важнейшей составной части системы воспитания и образования в детском саду,
развития творчества детей, направленной на самореализацию личности ребенка в
социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя: на то, чтобы в будущем он
приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность
становиться удовлетворенной и счастливой. Проблема творчества в дошкольной
педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности
требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества.
Работа организовывалась в несколько
этапов, осуществлялась в течение учебного года . На первом этапе была изучен
опыт работ педагогов дополнительного образования , творчество воспитателей каждой группы, методическая
литература по данной теме на современном
этапе. Также проведено диагностическое исследование с родителями и детьми через
анкеты для детей и родителей. Анализ
полученных результатов позволил определить перспективу работы, познакомиться с
семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей. На втором этапе
исследования, на основе диагностических данных была разработана система
мероприятий для сотрудничества родителей и дошкольного учреждения: - составление
плана работы семейных клубов и
реализация в педагогической деятельности; - составление планов отдельно
каждого кружка;-
совместное творческое сотрудничество специалистов ДОУ ,семьи и детей; участие
родителей и воспитанников в творческих выставках и конкурсах. Далее начали
работу клубы: «Декупаж» показал - вид аппликации которой можно украсить
тарелки, вазы, кашпо, стаканы, доски, мебель и т.д.; клуб «Волшебный
клубок» организовал среди родителей и
детей -вязание крючком вещей, игр, создание картин; в клубе «Рукодельница»
осваивалось объёмное оригами, «Ганутель» - вид рукоделия из проволоки и ниток (
цветы, букеты , ажурные композиции покорили всех); в клубе «Необыкновенные игрушки» познакомились с
техникой валяние из шерсти. Позже по инициативе родителей был организован клуб
по созданию картин из бумаги в разной современной технике и клуб
«Здоровьесберегающие технологии», планируется освоить технику бисероплетения и
плетения из бумаги . Работы представлялись на выставках, в подарок , в оформлении интерьера ,были
организованы «Дни презентаций», проводились семинары. В будущем планируем ярмарки –распродажи,
разработки индивидуальных программ.
Чтобы сориентировать родителей в
педагогическом процессе, в родительский уголок каждой группы ежедневно и еженедельно, согласно
тематическому планированию в ДОУ, выставлялись памятки, рекомендации для родителей
по данной конкретной теме, творческие работы .
Выстраивая
взаимодействие с родителями использовались ИКТ. Планируя работу кружка каждый
педагог учитывал следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность,
востребованность, интерактивность.
Родительский клуб — это
перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности
семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников
процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Нетрадиционная форма работы с родителями, как организация «Родительский клуб»
необходима, поскольку совместная деятельность всех участников
учебно-воспитательного процесса создаёт у детей мощную мотивацию познания,
являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных
сведений идет легко и непринужденно. Совместное творчество способствует развитию положительных
взаимоотношений между детьми и взрослыми, созданию необходимых условий для
успешного развития ребенка в окружающей среде. Подобные мероприятия сплачивают
семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют
сотрудничество между семьей и детским садом. Организация взаимодействия ДОУ и
семьи в форме родительских клубов представляет собой интересную современную
модель работы по привлечению родителей к активному участию в
воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между
дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Таким образом, подтвердилась
гипотеза, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института
социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен,
или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в
результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала
более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни
своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности
использования современных форм в работе с родителями. В результате
неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и
межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих
способностей детей и взрослых. Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей
приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать
непосредственное участие уже во всех
видах деятельности учреждения. В. А. Сухомлинский сказал: «Дети — это счастье,
созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных
сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью».
Центральным
моментом прогнозируемого результата нашей педагогической деятельности является:
осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и
роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Итог :
Если правильно организовать взаимодействие
семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в
вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса реализуя следующие условия: - участие
родителей в планировании совместной деятельности; - переход
родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с
ДОУ; - создание оптимально комфортной среды развития ребенка
через согласование позиций семьи и ДОУ. В результате
детский сад является показателем в воспитании
детей, а педагог компетентным умелым
организатором и партнёром .
13.01.2019
Проект "Путешествие в страну Чудесного фантика"
Учебно-методический материал по экологическому воспитанию решения проблемы утилизации мусора в Республике Бурятия
Коденева.Т.Ф.
Список
использованной литературы
1.Черенкова.Е.Ф.
Оригами для малышей – 200 простейших моделей: «Учимся играючи», «Азбука развития»
Е.Ф. Черенкова-г.Москва: Издательство «Дом XXI век»
ООО «ИД РИПОЛ» 2006г-154 с
2. Веракса. Н.Е.,.Веракса. А.Н. Проектная деятельность дошкольников : Пособие для
педагогов дошкольных учреждений- Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. г.Москва Издательство Мозаика СИНТЕЗ 2010 г
-112с
3.
Лыкова. И.А.. Художественный труд в детском саду. Конспекты и методические
рекомендации: И.А. Лыкова : г.Москва
Издательство ТЦ «СФЕРА» 2010г
4.
Лопатина.А.А. М.В.Скрябцова. Сказы матушки земли . Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания 2-е издание
Лопатина .А.А., Скрябцева.М.В. Издательство г.Москва
Амрита-Русь 2008г-256 с ( Образование и творчество)
« … Меня зовут Фантик! Я не простой фантик от конфетки, я волшебный. А
знаете почему? Потому что, я умею творить чудеса, могу совершать разные
превращения. Например складываться в различные фигурки и что самое интересное
со мной можно играть. Совсем не страшно что я из отходов, поверьте от меня
получаются большие доходы. Правда здорово! А ещё я знаю много стихов и загадок
о природе, отгадав загадку или прочитав стишок, вы узнаете какая будет
следующая поделка, что можно делать в природе , а что и нет. Я просто клад!
Дружу со всеми детьми, их мамами и папами
на нашей планете. И вы знаете меня все любят не смотря на
то ,что я из отходов.
Данная методическая
разработка представлена из опыта работы педагога дополнительного образования по
изодеятельности в дошкольном образовательном учреждении. Среди интерактивных
методов обучения в ДОУ одним из самых популярных является метод проектов.
Образовательная область
художественно-эстетическое развитие неразрывно взаимосвязана с экологией и
включает продуктивные виды детской деятельности, направлена на достижение
результата- получение путем творческих действий и преобразований творческой
работы, чаще всего поделки. Сколько интересного порой таит в себе обычная
выброшенная картонная коробка, фантики от конфет, несколько ниточек, немного
фантазии и получается волшебная лужайка перед домом или целый подводный мир. И
вот наша маленькая модель мира готова! Дети играют лучше чем игрушками из
«Супермаркета». Проектная деятельность
возникла в детском саду неслучайно. Интеграция образовательных областей и
особенность образовательных событий заключается в том, что они построены на
совместном творчестве педагога и ребенка, родителя и ребенка. Они стимулируют
познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают
требованиям педагогики сотрудничества.
На протяжении последних лет в изостудии родилось много проектов с
детьми. Это и проект «Листик-листик, вот
и я» Листопад почти всегда и всех
вызывает восторг, удивление, желание остановить мгновенье. В то же время это
мусор, отходы. Мы научились из собранных
и засушенных листьев круглый год что -то создавать. При рассматривании листьев у каждого из нас возникают ассоциации. Образы легко и быстро
придумываются, почти мгновенно создаются: дерево, ёжик, мышка, рыбка и.т.д.
Фантазии из листьев- это фейерверк творчества не только для детей, но и
родителей. Цветная палитра как в живописи дана в листьях изначально. Техника
ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги даже ещё проще. Ничего не нудно
вырезать, остается лишь художественно наклеить на цветной картон, подрисовать
детали, вставить в рамочку и подарок готов к любому случаю. Тоже самое подделки
из природного материала. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих
зрителей художественный вкус. Исподволь
знакомит с важнейшим жизненным принципом «Не навреди». Листья, шишки лучше
собрать лежащие на земле , а не растущие на дереве.
Если
понадобится березовая кора, то нужно найти дерево. Постепенно миг за мигом,
ребенок начинает понимать, осмысливать роль человека в сохранении природы, да и
самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и
неживого. Собираем вместе с детьми сухой природный материал , помогая очищать
территорию детского сада и дарим ему вторую жизнь превратив в зверушку,
жучков-паучков, и др. Для соединения частей понадобится пластилин , при закреплении лак. Самое
важное – это увидеть в природной форме
какой-нибудь образ. Сувениры снова готовы для подарков. Проект «Волшебная семечка» также прочно вошёл в наш детский сад , дети
знакомятся с историей жизни опавших семечек и её значением в жизни человека.
Собрав ненужные семечки создаем красивые цветочные вазы, корзиночки, картины,
панно. В 2016 г организовали творческие родительские клубы- это перспективная
форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и
способствующая формированию активностей жизненной позиции участников
образовательного процесса, укреплению института
семьи и передаче опыта в воспитании детей. Сегодня появилась возможность
представить один из проектов по работе с детьми и родителями учитывая
экологическую проблему в Республике Бурятия через возрождение и сохранение
культурных традиций народа . Учтены традиции, издавна принятые обычаи которые передавались из поколение в
поколение. Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными,
гостеприимными, помогали друг другу и берегли землю на которую пришли из
далекой Польши. Она была их кормилицей, её холили и лелеяли, оберегали,
обрабатывали и акцента на экологическую проблему не было. В доме у хозяйки
всегда была чистота, порядок и красота которую она создавала своими руками.
Любые отходы умело превращались в доходы.
Например сшила хозяйка сарафан, остались кусочки ткани- мусор, здесь же
перерабатывали своими руками умело в коврики, дорожки-половички. И дети
учились, всегда были при месте, работа кропотливая, а сколько приносит удовольствия.
Сегодня ситуация изменилась, современное
общество нуждается в восстановление традиционных ценностей.
Проект «Путешествие в страну Чудесного фантика»
Вид проекта- исследовательско- творческий
Проблема: Экологическая проблема
утилизации мусора в Республике Бурятия.
Цель: Приобщение ребенка к бережному
отношению и защите родной природы через
художественную культуру семьи
Задачи:
- Воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость, умение видеть и понимать, что красоту природы необходимо
оберегать от ненужных вещей
- Формировать эстетические чувства,
потребность в красивом
-Развитие и поддержание устойчивого и
глубокого интереса к природе и её охране
Пути решения проблемы: Вовлечение детей и
родителей в актуальность проблемы. Продолжить работу творческих клубов по
решению экологической проблемы через эстетическую восприимчивость детей.
Повысить педагогическую культуру
родителей.
Актуальность темы: Одно из проявлений
патриотизма- любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную
отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание приумножать природные
богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен значительно и бережно
относится к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только
тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе,
услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства». С тех пор
мысль и красота идут рядом , вознося и возвеличивая человека. Но это
облагораживание требует больших воспитательных усилий. «Потребность в красивом , говорил В.А.
Сухомлинский – утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому…
Зло и подлинная красота несовместимы. Как
приобщить ребенка ? Вопрос которым
сегодня озабочены многие родители и
педагоги. Ответить на него непросто, тем
более , когда речь идет о дошкольниках. Сложно не потому, что ребенок мал и
многое не поймет в экологии и искусстве, но и потому что каждая семья
своеобразна по образу жизни, по методам воспитания,
интересам. Эстетика быта семьи оказывает
большое влияние на эстетическую восприимчивость ребёнка. И если молодые
родители следуя традициям и обычаям
своих предков соблюдают экологическую чистоту, имеют эстетические
чувства, тогда и ребёнок с раннего детства окружен красотой и любовью. Но не все семьи таковы и трудно решать
вопросы по экологическому воспитанию, а
так же ждать содействия по сохранению окружающей среды.
Данная работа проекта ставит своей целью
привлечь внимание родителей к
необходимости устранения проблемы
утилизации мусора в Республике Бурятия через работу творческих родительских клубов во
взаимодействии с детьми и специалистами.
Условия выполнения: предполагают- участие
в проекте интересных творческих педагогов, общение и работа с родителями и
детьми по экологической проблеме с
результатом творческого продукта, изучение методической литературы и опыта,
применение практического материала, оказание методической помощи
родителям.
Методологические принципы: принцип
доверительного сотрудничества, культурно-деятельный принцип.
Методы: метод совместных действий
взрослого и ребёнка, сотворчество, инновационные приёмы.
Участники: Дети старшего дошкольного возраста , родители,
воспитатели, педагоги
Возраст детей: 6-7 лет
Материал:
фантики от конфет, клей, картон.
Предполагаемый результат:
-Родители и педагоги создают условия для
приобщения детей к миру искусства, эстетического отношения к окружающему миру,
экологической заботе.
-Ребёнок может общаться , давая
эмоционально-эстетическую оценку.
-Ребёнок проявляет интерес и желание создавать красивые вещи в
сотворчестве с родителями работая в парах, тройках, минигруппах.
-Ребёнок проявляет самостоятельность,
творческую инициативу
-Родители и дети осознали проблему
утилизации мусора в РБ.
Этапы реализации проекта:
1.Анализ работы инновационного опыта
педагогов МБДОУ по экологическому воспитанию
-Презентации
2.Развитие сотрудничества с родителями
-Родительские творческие клубы
3.Взаимодействие с социумом
-Библиотеки
4.Формы работы с детьми
-Экскурсии в библиотеку
«Экологическое воспитание детей
дошкольного возраста»
-Театральная деятельность
«Экологические правила для Незнайки»
-Продукт
детской творческой деятельности в сотворчестве с родителями
Индивидуальное сочинение стихов, загадок
«Коврики из фантиков –Экологические знаки» в технике Оригами