Программа Здоровье МБДОУ Детский сад Солнышко

Структура программы «Здоровье»
Раздел I. Пояснительная записка
Раздел II. Актуальность
Раздел III. Условия
Раздел IV. Концепция программы
Раздел V. Основные принципы программы
Раздел VI. Цель программы
Основные направления программы « Здоровье «; Задачи

I.

Воспитательно-образовательное направление

II. Лечебно-профилактическое направление

Раздел VII. Мониторинг реализации программы «Здоровье»

Перечень используемой литературы

Приложения

I.Пояснительная запиcка
Программа «Здоровье» разработана в соответствии :
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ (далее - Федеральный закон «О
31.07.2020г

№373

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществлении

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования; Федеральному закону от 31 июня 2020г №304 –ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации « по вопросам воспитания
обучающихся»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от

20

октября

2020г

№32

СанПин

2.31.2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические

требования к организации питания общественного питания»;
СП2.4.3648-26«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» от 01.01.2021г:
Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад
«Солнышко».
Разработанная система оздоровительной работы с детьми, включает в том числе и
инновационные формы и методы, определяет основные направления оздоровления детей в
ДОУ, задачи, а также пути их реализации.

II.Актуальность программы
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и
психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную
активность, которые в итоге и обеспечивают определѐнный уровень умственной и физической
работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение
состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных
задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой
заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев
на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте очень мало здоровых детей. За последние годы
состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребѐнка стало
редкостью, растѐт число недоношенных детей, число врождѐнных аномалий, число детей с
речевыми расстройствами.
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание,
снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
В результате этого в детском саду разработана программа «Здоровье» и приложения к ней методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном
учреждении. Программа «Здоровье» комплексно подходит к решению проблемы сохранения,
укрепления и коррекции здоровья детей.
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
Условия:
-Опытная медицинская сестра
-Физкультурная комната которая оборудована необходимым инвентарѐм: гимнастическими
скамьями, спортивным матом, гимнастической стенкой, ребристыми досками, мячами,
обручами, скакалками и другим необходимым оборудованием. Количество и качество
спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать НОД по физкультуре.
- Музыкальный

зал так же предназначен

для спортивных мероприятий для детей

подготовительной группы.
- Спортивным участком на свежем воздухе пользуются все дети.
- В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как

самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
- В каждой возрастной группе имеется методическая литература для организации
эффективной двигательной активности детей, развития основных видов
движений.
Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких
факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и
наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в
образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье
детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание,
охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно
закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное
любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная
двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей
воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического
воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебнопрофилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе
с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их
просвещение. Особенностью организации и содержания учебновоспитательного процесса должен стать интегрированный подход,
направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе
жизни.

Основные принципы программы

1.Принцип научности - подкрепление всех необходимых мероприятий направленных на
укрепление здоровья.

2.Принцип активности и сознательности - участие педагогов и родителей в поиске новых
эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3.Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе

всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Цель программы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
совершенствование их физического развития.

Основные направления программы « Здоровье «

1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
2. Воспитательно-образовательное направление.
3. Лечебно-профилактическое направление.
4. Мониторинг реализации программы.
Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений
программы:
I.Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Пути реализации:

а) обновление материально-технической базы: приобретение столов и стульев для групп в
соответствии с ростом детей; замена устаревшего мягкого инвентаря - приобретение
матрацев, подушек, одеял; пополнить спортинвентарь массажными мячами, ковровыми
дорожками, массажными ковриками.

б) преобразование предметной

среды:

благоустройство физкультурной

площадки

современным оборудованием , различными малыми формами для организации
двигательной активности детей на свежем воздухе.

в) Создание условий для детей с ОВЗ: совместно с администрацией села, врачебной
амбулаторией выявить детей с ОВЗ с сохранным интеллектом дошкольного возраста;
создание консультативных центров для родителей воспитывающих детей с ОВЗ ;
разработка адаптированных образовательных и оздоровительных программ для детей –
инвалидов при их поступлении ;вовлечение детей - инвалидов в спортивную и
творческую

деятельность

совместно

со

здоровыми

сверстниками;

освещение

деятельности среди населения, способствующих формированию толерантного отношения
к детям – инвалидам.
I. Воспитательно-образовательное направление
1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей
Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий,
способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором
внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных
величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная
активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является
важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная
двигательная деятельность способствует:
повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и
неблагоприятных факторов окружающей среды
совершенствованию

реакций

терморегуляции

организма,

обеспечивающих

его

устойчивость к простудным заболеваниям повышению физической работоспособности
нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также
возможной коррекции врождѐнных или приобретѐнных дефектов физического развития,
повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций,
способствующих охране и укреплению психического здоровья
Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребѐнка, уровню его
физического развития, биологической зрелости и здоровья.
2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими
процедурами с согласия родителей.
3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной
гимнастики.
4. Контроль за физическим воспитанием .
5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков
медотводов.
6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для
профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации двигательной активности в ДОУ:
• физические занятия в зале и на спортивной площадке
• утренняя гимнастика

• физкультминутки
• оздоровительный бег
• физкультурные досуги, праздники, ―Дни здоровья‖
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
• выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ
• использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях
2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями
и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни
Необходимость

воспитания

физической

культуры

подчеркивают

исследования,

подтверждающие, что здоровье человека больше всего зависит от его образа жизни. В
связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве.
Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания,
педагогическим

взаимодействием

взрослого

с

ребенком,

широким

спектром

педагогических средств и приемов.
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием
элементарной медицинской помощи.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной
работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому
образу жизни через такие формы работы с детьми, как:
•

режимные моменты

•

тематические НОД по познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших,
средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных)
НОД по физкультуре

•

закаливающие процедуры после дневного сна

•

организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал)
такие формы работы с родителями, как:

•

тематические родительские собрания

•

совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и
т. п.)

•

консультации специалистов - педиатра, психолога, педагогов и др. (индивидуальные,

групповые, стендовые, на сайте ДОУ)
3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоиионального
благополучия.
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием,
которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов
дошкольников - восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа,
синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию
основной образовательной программы, программы воспитания ДОУ:
- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;
- организацию игровой деятельности детей;
- индивидуальную работу с детьми.
Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в двух
основных направлениях:
обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается
через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого
ребенка;
- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в
детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья»,
введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
- просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации);
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе
обеспечивается через использование форм работы, а также применение психологопедагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных
аффективных проявлений у детей:
диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных
видов

деятельности

детей,

использование

проективных

методик;

индивидуальные

консультации воспитателей с родителями; индивидуальные беседы с воспитанниками;
обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой
речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми); подвижные,

сюжетно-ролевые игры, драматизация;
обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания
спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну); организация «уголков
психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
формирование культуры общения детей;
проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с
родителями) и др.;
рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях,
при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их
пробуждении и др.).
Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия: обучение детей приемам
релаксации; разработка и введение в воспитательно-образовательный процесс цикла занятий
психолога с детьми всех возрастных групп, направленных на формирование умений
дошкольников по оказанию психологической помощи и самопомощи в различных жизненных
ситуациях.
II. Лечебно-профилактическое направление
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактическо-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в первую
очередь

на

выполнение

правил

СанПиН.

Большое

внимание

следует

уделить

профилактическим мероприятиям:
осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с
графиком;
дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений; не загромождать
групповые и спальные помещения мебелью, коврами; для обеспечения естественного
освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;
2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей
(матрацев, подушек, одеял);
2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений; своевременно (до начала
цветения) производить покос газонов и участков; соблюдать правила применения (дезсредств)
и хранения моющих средств; во время карантинных мероприятий строго придерживаемся
санэпидрежима.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель - усилить или ослабить

формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет
за последнее время снизился. Об этом свидетельствует рост хронических
воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом
борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая
вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть
направленной на выработку общего специфического иммунитета.
2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической
профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность
методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их
совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения
неспецифической резистентности организма относятся:
плановые

оздоровительные

мероприятия

(фито-

и

витаминотерапия)

закаливающие

мероприятия
нетрадиционные методы - дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж профилактика
нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия
Лечебно - оздоровительная работа с детьми
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Мероприятия

Дозировка
Контингент
Ежедневно после еды Все дети, кроме 1
1. Полоскание ротовой полости
младшей группы
водой комнатной температуры
2. Оксолиновая мазь в носовые 10 дней
Все группы
ходы перед выходом на улицу
(рекомендации)
Ежедневно после еды Все дети, кроме 1
1. Полоскание ротовой полости
младшей группы
водой комнатной температуры
2.Фиточай
с
шиповником
Все
возрастные
1\4
стакана на 10 дней группы
(рекомендации)
3. Оксолиновая мазь в носовые 10 дней
Все группы
ходы перед выходом на улицу
(рекомендации)
Ежедневно после еды Все дети, кроме 1
1. Полоскание ротовой полости
младшей группы
водой комнатной температуры
2. Полоскание горла «Морской
Все дети, кроме 1
50
мл
перед
прогулкой
прибой»(рекомендации)
младшей группы
3. «Чесночная долька»
Добавление чеснока 1- Все
возрастные
е блюдо
группы
1. Полоскание ротовой
Ежедневно после
Все дети, кроме 1

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

полости
водой
комнатной еды
младшей группы
температуры
2.
Фиточай
с
чѐрной
Все
возрастные
Пол
стакана
10
дней
смородиной(рекомендации)
группы
3. «Чесночная долька»
Добавление чеснока 1- Все
возрастные
е блюдо
группы
Ежедневно после еды Все дети, кроме 1
1. Полоскание ротовой полости
младшей группы
водой комнатной температуры
2. Ароматерапия с маслом 7 дней по 30 минут
Все
возрастные
Эвкалипта(рекомендации)
группы
3. «Ревит»(рекомендации)
10 дней по 1 драже
Подготовительная
и
старшая группа
10 дней
Все группы
4. Оксолиновая мазь в носовые
ходы перед выходом на улицу
Ежедневно после еды Все дети, кроме 1
1. Полоскание ротовой полости
младшей группы
водой комнатной температуры
2. Полоскание горла отваром 50 мл 10 дней
Все дети, кроме 1
ромашки(рекомендации)
младшей группы
3. Сироп солодки в течении 20 По чайной ложки 1
дней(рекомендации)
раз
С 1-3-х лет 3-7 лет
1ч.л. -1 раз
1. Полоскание ротовой полости Ежедневно после еды Все дети, кроме 1
водой комнатной температуры
младшей группы
2 Ароматерапия с маслом 7 дней по 30 минут
Эвкалипта(рекомендации)
3.Фиточай
с
шиповником
1\4 стакана на 10 дней
(рекомендации)
Ежедневно после еды
1. Полоскание ротовой полости
водой комнатной температуры
2.Оксолиновая мазь в носовые 10 дней
ходы
перед
выходом
на
улицу(рекомендации)
1. Полоскание ротовой полости
водой комнатной температуры

Все группы

Ежедневно после еды Все дети, кроме
младшей группы
в течении года

2. Ходьба по дорожкам здоровья

Все
возрастные
группы
Все
возрастные
группы
Все дети, кроме 1
младшей группы

Все группы

1

Закаливающие мероприятия

Одним из основных направлений оздоровления детей является использование
комплекса закаливающих мероприятий.
Закаливание - это активный процесс, представляющий совокупность методов
стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования,
гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим,
многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и
постепенным повышением его дозировки.
Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с
детьми со стороны всего персонала ДОУ и согласия родителей.
Ведущими методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:
контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны),
которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции,
плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения
воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного
возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости
от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии
постепенного его использования детьми;
циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и
прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом
Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики
К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики
плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения,
способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала
организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических
процессов. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных
мероприятий.
Взаимосвязь со специалистами ЦРБ «Бичурский район» , ФБУЗ Малокуналейская
Амбулатория.
Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь
врачами узкой специализации. По результатам мониторинга, по назначению педиатров и
врачей

узкой

специализации,

планируются

профилактические и лечебные мероприятия.

и

осуществляются

оздоровительно-

Ожидаемые результаты программы «Здоровье»:
• снижение уровня заболеваемости;
• закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.
• Работа с детьми ОВЗ с сохранным интеллектом
Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы
«Здоровье!»
Заведующий ДОУ:
• общее руководство по внедрению программы
• анализ реализации программы - 2 раза в год
• контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей
• введение в штаты логопеда, психолога
Воспитатели и медицинский работник:
определение показателей двигательной подготовленности детей
• внедрение здоровьесберегающих технологий
• НОД по физкультурные :
• облегченная одежда детей
• проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья
• пропаганда здорового образа жизни
• проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
• пропаганда методов оздоровления в коллективе детей
• иммунопрофилактика
• реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану
• упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
• упражнений на релаксацию
• дыхательных упражнений
• закаливающие мероприятия
• сниженная температура воздуха
• закаливания
• дыхательной гимнастики
самомассажа

Завхоз
создание материально-технических условий
контроль

за

гигиенических

выполнением
условий

младшим

при

обслуживающим

реализации

программы

персоналом
создание

санитарно-

условий

для

предупреждения травматизма в ДОУ
Повар:
организация рационального питания детей
контроль за соблюдением технологий приготовления блюд
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке

Младший обслуживающий персонал:
соблюдение санитарно-охранительного режима
помощь

педагогам

в

организации

образовательного

процесса,

оздоровительных мероприятий.
VII.Мониторинг реализации программы «Здоровье»
Параметры мониторинга
Критерии
Средства, формы диагностики
1. Состояние здоровья воспитанников
Посещаемость, заболеваемость детей
Группы здоровья детей
Хронические заболевания детей
Тетрадь посещаемости и заболеваемости
Журнал профилактических осмотров
Таблица распределения детей по группам здоровья
Углубленный медосмотр
Антропометрия
2. Физическая подготовленность
Уровень развития двигательных качеств

физкультурно-

3. Сформированность у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики
Сформированность зрительно-ручной координации
Качество выполнения графических заданий (ручная умелость)
Методики определения сформированности зрительно-ручной координации
4. Эмоциональное благополучие детей в детском саду
Уровень адаптации детей 1 младшей группы к условиям ДОУ
Отношение детей к детскому саду
Адаптационный лист
Анкетирование родителей
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Развивающая педагогика оздоровления под ред. В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова (стр. 249)

2.

Оздоровление детей в условиях детского сада под ред. Л.В. Кочетковой (стр.71)

3.

Воспитатель ДОУ N° 1-2008 г. (стр.9)

4.

Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.64)

5.

Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.57 - Физминутки для

глаз)
6.

Воспитатель ДОУ №3 - 2008 (стр. 11 - Послушные глазки)

Приложение 1
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром
на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу
вместе со взрослым, затем самостоятельно 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой
рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении упражнения
можно

предложить

ребенку

помогать

себе

командами

(«кулак»-«ребро»-«ладонь»),

произносимыми вслух или про себя.
2. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону,
кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение
правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости
смены положений.
3. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с
точностью до наоборот».
4. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к
себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Последовательно в упражнении должны
участвовать все пальцы обеих рук. в дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
5. «Мельница» Выполняется стоя. Предложите детям делать одновременные круговые
движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой,
левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется
вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и
противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз.
6. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как
расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно
увеличивается эффективность работы всего мозга.
7. «Вращение». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между
большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и
мизинцем; затем в обратную сторону). Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом
одновременно двумя.

8. «Руки-ноги». Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе – руки врозь.
ноги врозь – руки вместе.
ноги вместе – руки вместе.
ноги врозь – руки врозь.

Приложение № 2
Комплекс дыхательных упражнений
Универсальным

является

обучение

четырехфазовым

дыхательным

упражнениям,

содержащим равнее по времени этапы: «вдох—задержка — выдох—задержка». Вначале
каждый из них может составлять 2 — 3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже
отмечалось, вначале необходима фиксация психологом рук ребенка, что значительно
облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные
интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений
ребенком. Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при
котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних, состоящее из следующих
четырех этапов:
1-й — вдох: расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая
живот вперѐд; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью
межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2-й — пауза.
3-й — выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя
группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек
легких.
4-й — пауза.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего,
выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть,
сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно
следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении
упражнения в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются
по 3—5раз.
1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя
брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь).
При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2
— 5сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в
конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.
2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится,
желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем

пауза {задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох,
медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние
ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный
выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение,
будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы.
Необходимо следить за тем. чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и
шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправовлево, вперед-назад, по кругу.
4. «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается
благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо
развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика,
расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания).
Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, припевая отдельные звуки (а, о, у, щ,
х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в г ц, х и и т.п.).
5. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю
так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое
отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед
ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной
струи, Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить
расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота
будут все более напряженными.
После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых
дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз
удерживается поза.
7. Исходное положение (и. п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает
одну руку (правую, левую), ногу (левую, правую) затем две конечности одновременно на
вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе;
расслабляется во время паузы. После этого У. выполняется лежа на животе.
8. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Поднимать руки вверх над головой с
вдохом и опускать вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это
упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него
просто нет другой возможности.

9. И. п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены
в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых
вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант:
руки вытянуты вперед, и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.
10. И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят
вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение
только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.
11. И. п. то же. Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом
правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую — мизинцем правой руки.
Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных
оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария
головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание же через правую
ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный
(познавательный) потенциал.
12. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На
быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе
опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее
действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.
13. И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх
(или в стороны и к груди) — «притягивающее движение». На выдохе — «отталкивающее
движение» — опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается
с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху
вниз по всему телу.
14. И. п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные
руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать
дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице;
задержать дыхание. Вернуться в и. п.
15. И. п. — встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри
ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На медленном вдохе, поднять кулаки над плечами,
сохраняя локти слегка согнутыми, прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову;
вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что
проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание На выдохе
руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.
16. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на
вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он

показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе —
опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе
руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).
В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные)
дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, что требует
дополнительного внимания со стороны специалиста.

Приложение № 3
Массаж и самомассаж
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала
взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки,
только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось?
Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более
теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, стали тяжелыми и т.п.
Упражнения:
«Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма,
способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно,
методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими принесет большую пользу как
специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только
специально обученными профессионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных
точек» (по проф. А.А.Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и
доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю
практику. На рис. 1 даны точки, которые следует массировать последовательно.

Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем обучить детей. Массаж «волшебных
точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день
по 3 с (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или
ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин
до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других эффектов постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:
точка 1 связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой
зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение;
точка

2 регулирует

иммунные

функции

организма,

повышает

сопротивляемость

инфекционным заболеваниям;
точка 3 контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани;
точка 4 - зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища.
Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует

массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же, как и точку 5;
точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Работа с ней дает
разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего кровообращения,
снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам;
точка 6 - массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и
гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит;
точка 7 - улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга;
точка 8 - массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат;
точка 9 - массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие
функции организма.
1. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки
(5—10 хлопков с интервалом около 1 с); местами соприкосновения становятся углубления
между запястьем и нижней частью ладони, затем упражнение повторяется, но местами
соприкосновения становятся внешние стороны запястья.
2. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняется сначала кулаками,
обращенными вверх, затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение
боковых поверхностей сжатых кулаков.
После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу
различные частей тела.
3. «Мытье головы».
А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать
голову в направлении; 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.
Б. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с
поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу
друг другу от ушей к макушке.
4 . «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к
правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка.
В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы —
по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и
обратно,
5. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху
вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом

направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к
затылку, локти вперед).
Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными
пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору
головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение,
6. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать
3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то
же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
7. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства
тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3 — 5 раз. После этого проделать 3 — 5
поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа,
сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает
кровообращение верхних дыхательных путей.
8. Покусывание и «почесывание» губ зубами: то же — языка зубами от самого кончика до
середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в
различных направлениях.
9.«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой —
нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы
вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя,
вперед.
10. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при
умывании (3 — 5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями
провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
11. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками:
поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.
Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому
суставу, затем левой рукой — правое плечо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать
5 — 10 вращательных движении по часовой стрелке и против нее; то же — левой рукой, затем
обеими руками одновременно.
12. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая
глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить
плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно
дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.

13. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая
рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее
движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.
Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно;
особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания
и пожатия рук.
14. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга
сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
15. «Качалка» на спине и животе, «Бревнышко», «Растяжки» являются прекрасным массажем
для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов.
16. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой
подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же
— левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об
друга, а также о пол.
Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев;
растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем,
косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.
Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также
укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие;
их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к
ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям
(массажные коврики шлепанцы, тренажеры).

Приложение № 4

Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей
(по Ковалеву В.А.)
По данным Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем
состоянии здоровья. Среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в
2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь
близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У
близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного
аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь,
угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечнососудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается,
хорошо

закален,

реже

возникает

близорукость

даже

при

наследственной

предрасположенности.
Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, все это должно занять
важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и еѐ прогрессированию,
поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и
активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению
склеры глаз.
Специальные упражнения для глаз (по Аветисову).
Специальные упражнения для глаз – это движение глазными яблоками во всех возможных
направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних
мышц глаз. Их надо сочетать с обще развивающими, дыхательными и коррегирующими
упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно
выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом
предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока
максимальная, темп средний или медленный.
Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5
повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.
НАШИ ЗАМЕЧАНИЯ: по нашим наблюдениям, лучших результатов воздействия подобных
упражнений мы достигли тогда, когда этим упражнениям предшествовали обще развивающие
упражнения. Мы рекомендуем делать разминку в среднем темпе, заканчивая еѐ легким бегом.
Время бега – до 3-х минут. Затем мы давали упражнения для мышц глаз. Стимулирующее
воздействие предварительной разминки заключается в том, что в корковом отделе ЦНС
происходит локальное установление временных связей между двигательным и зрительными

корковыми отделами анализаторов. Это стимулировало глазодвигательные функции и
светоощущающий аппараты зрения.
Тренажеры для детского сада «Видеоазимут»
Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры и др.
Егo размеры от 30 х 42 см до 140 х 330 см. Он служит развитию конвергенции глаз, поможет
снять зрительное утомление после занятий, работы с компьютером и др.
Тренажер выполняется в виде рисунка из разноцветных стрелок и линий. Общий замысел
рисунка мы предлагаем ниже.
Внешний периметр тренажера-рисунка нанесен красными стрелками. Длина и ширина их
подбирается произвольно, но расстояние между ними мы рекомендуем в 20 см, не более.
Размеры прямоугольника могут быть 150 x 290-320 см. Нужно выдержать примерное
соотношение сторон 1:2. Направление стрелок красного цвета по часовой стрелке.
Отступив во внутрь на 10-15 см, мы наносим второй прямоугольник зеленого цвета стрелками
в обратном направлении. Их размеры и ширина такие как у красного прямоугольника. Затем
исполняются диагонали голубого (синего) цветов. И точки пересечения диагоналей мы
обозначим фиолетовыми или черными стрелками небольшой крест, который не должен быть
больше половины боковой стороны красного прямоугольника. Фон прямоугольника можно
выделить из общей окраски, сделав его белым или более светлым.
По углам и в точках, на которые указывают центральные фиолетовые стрелки можно нанести
рисунки героев мультфильмов.
Центр рисунка тренажера помещать на высоте 160 см от пола. Это примерно высота, на
которой мы достаточно спокойно, без напряжения мышц шеи можем выполнять специальные
упражнения на тренажере «Видеоазимут».
Упражнения (по инструкции воспитателя):
1. С расстояния в 2-3 метра, глядя перед собой, постарайтесь одними глазами (точкой взора)
проследить рисунок красного прямоугольника в быстром темпе. Сделать это не двигая
головой, выполнять только глазами.
Дозировка: делается столько раз, сколько лет ребенку, начиная с 5 лет.
2. Затем прослеживается зеленый прямоугольник, желтая и голубая диагонали и вертикаль и
горизонталь (центральный «крестик»), амплитуда движений глаз большая, скорость слежения
средняя, для освоивших упражнения быстрый темп.
Маленьким детям для облегчения упражнения покажите движения глазами, стоя перед детьми
и скажите им, что нужно «рисовать» глазами фигуру по контуру. Этого достаточно для
понимания выполняемого упражнения. Некоторые воспитатели используют для команд на

начальном этапе обучения названия опорных рисунков по углам нашего тренажера.
Например: зайчик, лиса, волк, мишка (игра «Колобок»).
Примечание:
Упражнения по профилактике близорукости рекомендуется проводить после утренней
гимнастики в группе.
Литература:
1. Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.57 – Физминутки для глаз)
2. Воспитатель ДОУ №3 – 2008 (стр. 11 – Послушные глазки)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(924)354-68-57, 54-2-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».