Программа Воспитания

1

Содержание
Пояснительная записка

3-5

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
воспитания образовательной организации

6-11

1.1.Цель и задачи программы воспитания

6

1.2.Методологические основы и принципы построения программы
воспитания

6-8

2.Планируемые результаты воспитания детей
2.1Планируемые результаты воспитания детей 1,5- 3 лет

8-11

Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ, осуществляющей
образовательный процесс на уровне дошкольного образования.

12

2.1 Содержание программы воспитания на основе формирования духовно- 12-13
нравственных ценностей в дошкольном образовании.
2.2.Модули программы воспитания ДОУ, осуществляющего
образовательный процесс на уровне дошкольного образования

14-18

2.4.Особенности реализации воспитательного процесса в
образовательной организации дошкольного образования

18-22

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся в процессе реализации программы воспитания

23-24

Раздел 3.
воспитания

25-40

Организационные

условия

2

реализации

программы

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания реализуется в рамках образовательной
программы для воспитанников детского сада «Солнышко». Программа
осуществляет образовательный процесс на уровне дошкольного образования
на основе требований ФГОС ДО, задач ООП ДО с художественно эстетическим
направлением;
парциальных
программ:
Программа
дополнительного образования по художественному творчеству «шкатулка
радужных идей» О.В.Костина, Программа дополнительного образования по
экологическому воспитанию С.Н. Николаева.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности
дошкольников предполагает преемственность по отношению к достижению
воспитательных целей начального общего образования.
Рабочая образовательная программа воспитания в ДОУ строится на
целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях
формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает
интересы и запросы участников образовательных отношений:
• ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на
основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и
запросов;
• родителей ребенка (законных представителей) и членов его семьи;
Разработка рабочей образовательной программы воспитания и
организация воспитательной работы в ДОУ спланированы с учетом целей и
задач программ воспитания субъектов Российской Федерации.
Основой разработки программы воспитания являются положения
следующих документов:
• Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
• Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021);
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных
основных образовательных программ, проведения их экспертизы и
ведения реестра примерных основных образовательных программ (с
изменениями на 09.04.2015)
3

•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам дошкольного образования».
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
•
СП.2.4.3648-26 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения и оздоровления детей и молодежи. от 1
.1.2021»
•
ФЗ от 31 июня 2020г №304
- ФЗ»О внесении изменений в
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации по вопросам
воспитания»
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время
ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и
адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределѐнности и
стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе
формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установки
личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность,
понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее
будущее.
В процессе разработки и реализации рабочей образовательной
программы воспитания детей дошкольного возраста требуется знание и
понимание современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и
личностное развитие ребенка; особенностей психологического развития
ребенка в условиях всеобщей цифровизации; гибкость в вопросах
оперативного внесения в программы изменений, предопределенных
документами стратегического планирования Российской Федерации,
развитием территорий и отраслей; готовность к взаимодействию, обратной
связи и информационной открытости в отношении социальных партнеров
ОО.
Рабочая программа воспитания является обязательной частью
основной образовательной программы, реализуемой в ДОО, и призвана
помочь всем участникам образовательных отношений реализовать
воспитательный потенциал совместной деятельности.
Содержание воспитательной деятельности разработано на основе
модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики,
которые реализуются в дошкольной образовательной организации
Коллектив ДОО вправе разрабатывать и включать в Программу те
модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный
4

потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и
материально-технических ресурсов.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.

5

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
воспитания образовательной организации
1.1 Цель и задачи программы воспитания
Цель: личностное воспитание ребенка дошкольного возраста, на
основе духовно- нравственных, социокультурных ценностей
Содержание воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В соответствии с этим цель воспитания в ДОУ, - личностное
развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:
• в усвоении им знаний основных норм, которые общество
выработало на основе базовых ценностей современного общества;
• в развитии его позитивных отношений к этим ценностям;
• в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта
поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике.
Главной задачей является создание организационнопедагогических
условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода
(от 1.5 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов
достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими
задачами, определенными действующими нормативными правовыми
документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания
соответствуют основным векторам воспитательной работы.
1.2 Методологические основы и принципы построения
программы воспитания
Процесс освоения ценностных ориентаций может быть представлен
как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит
определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями
самопознания, самооценки и саморазвития, а также исходя из того, что
целью современного воспитания является формирование людей, способных
строить новый социум и жить в нем.
Программа воспитания построена на основе ценностного подхода,
предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых
ценностей и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма (гуманности). Каждый ребенок имеет право на
признание его в обществе как личности, как человека, являющегося
высшейценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на
свободу и развитие.
Принцип субъективности и личностно-центрированного подхода.
Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной
жизнедеятельности.
6

Принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и
системный подходы к содержанию и организации образовательного
процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития
базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и
видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками
образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип возрастных особенностей. Содержание и методы
воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям
ребенка.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального
темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с
учетом семейных, национальных традиций и т.п.
Принцип культурногоравития. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его
к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных
отношений,
продемонстрировать
ребенку
реальную
возможность следования идеалу в жизни.
Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и
задачами воспитания, с другой - культурными ценностями, образцами и
практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды
являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда
строится по трем линиям:
• «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду,
насыщая ее ценностями и смыслами;«от совместности ребенка и взрослого»:
воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого,
раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
•
«от
ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок
самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений,
осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
7

дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности
опосредованы разными типами активностей:
• предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности,
способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями,
сверстниками);
• культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от
взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через
личный опыт);
• свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на
основе усвоенных ценностей).
Общность - это качественная характеристика любого объединения
людей, определяющая степень их единства и совместности, для которой
характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих симпатий,
ценностей и смыслов.
Понятие общность основывается на социальной ситуации развития
ребенка, которая представляет собой исходный момент для всех
динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного
периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя
по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности,
черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь, по
которому социальное становится индивидуальным.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с
деятельностью разных видов общностей (детских, детско-взрослых).
Воспитательное событие - это единица воспитания, в которой
активность взрослого приводит к накоплению ребенком собственного опыта
переживания базовых ценностей.
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и
любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела и совместно реализуемые проекты, и
прочее.
2.Планируемые результаты воспитания детей
2.1Планируемые результаты воспитания детей 1,5- 3 лет
Для достижения личностных результатов выпускника ДОУ к
окончанию раннего возраста (достижение 3 лет) у ребенка должны быть
сформированы следующие качества:

8

Портрет ребенка раннего возраста Планируемые результаты
1.1. Проявляющий привязанность,
любовь к семье, близким.
• имеет первоначальные представления
о нормах, ограничениях и правилах,
принятые в обществе;
• проявляет эмоциональное отношение
к семье;
• проявляет
интерес
и
желание
участвовать в семейных праздниках и
мероприятиях,
организуемых
в
образовательной организации.
2.1. Доброжелательный по отношению
• способен понять и принять, что такое
к другим людям, эмоционально «хорошо» и «плохо», что можно
отзывчивый, проявляющий понимание делать, а что нельзя в общении со
и
сопереживание
(социальный взрослыми;
интеллект).
• совместно взаимодействует с одним
или несколькими детьми;
• способен не мешать другим в играх и
быту.
Способный к простейшим
моральным оценкам и переживаниям • доброжелателен, проявляет
(эмоциональный интеллект).
сочувствие, доброту;
• испытывает чувство удовольствия
Способный осознавать первичный
в случае одобрения и чувство
«образ Я», осознавать себя
огорчения в случае неодобрения со
представителем определенного пола.
стороны взрослых;
• способен к проявлению
настойчивости;
• способен к самостоятельным
(свободным) активным действиям
в общении с взрослыми □ и
сверстниками, к инициативе в
игре, в творчестве,

9

в различных видах деятельности;
• проявляет независимость,
позицию«Я сам!».
• проявляет интерес к познанию
Проявляющий интерес к
окружающему миру и активность в окружающего мира;
• эмоционально
реагирует
на
поведении и деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте. доступные произведения русского
народного
Проявляющий желание
творчества;
заниматься художественным
творчеством.
• эмоционально воспринимает
произведения искусства, музыки,
народного творчества; проявляет
интерес к художественнотворческой деятельности
(рисованию, лепке,
конструированию и т.д.);
• эмоционально реагирует на
красоту в природе, быту и т.д.
5.1. Владеющий устными средствами • владеет речью, способен
вербального
и
основами позитивно общаться с другими
невербального общения.
людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
6.1. Обладающий элементарными
• выполняет действия по
представлениями об особенностях самообслуживанию: моет руки,
гигиены, самообслуживания.
самостоятельно ест, ложиться
спать и т.д.;
• стремится быть опрятным,
проявлять нетерпимость к
неопрятности (грязные руки,
грязная одежда и т.д.) выражает
желание в физической активности:
подвижных играх, совместных с
взрослыми делах;
• способен к самообслуживанию
(одевается, раздевается и т.д.),
самостоятельно, аккуратно, не
торопясь принимает пищу;
• соблюдает гигиенические
процедуры
(чистит зубы, умывается и т.д.);
• соблюдает элементарные правила
10

безопасности в быту, в ОО, на
природе.
Имеющий элементарные
• поддерживает порядок в быту,
представления о труде взрослых.
после
Способный к самостоятельности при
игр и т.д.;
совершении элементарных трудовых • выполняет элементарные трудовые
поручения;
действий.
• стремится к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре,
в продуктивных видах
деятельности.

11

Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ, осуществляющей
образовательный процесс на уровне дошкольного образования.
2.1 Содержание программы воспитания на основе формирования
духовно- нравственных ценностей в дошкольном образовании.
Содержание Программы реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в
ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие ;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
2.2.
Планируемые результаты воспитания в соответствии с
образовательными областями.
Образовательная
область
Социально
коммуникативное
развитие

Планируемые результаты воспитания
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.

12

Познавательное
развитие

Развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой.
Художественно
эстетическое
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
развитие
и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений.
Физическое
Становление целенаправленности и саморегуляции в
развитие

двигательной сфере; становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и
др.).

С целью согласования требований ФГОС ДО с концепцией
программы, построенной на идее развития базовых направлений
воспитания, предлагается осуществление содержания воспитательного
процесса в рамках нескольких взаимосвязанных модулей.
13

2.3 Модули программы воспитания ДОУ, осуществляющего
образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Модули
программы
воспитания
Развитие
основ
нравственной
культуры

Общие задачи воспитания при реализации программ
воспитания в ДОУ
Формировать у ребенка:
• Нравственные чувства: милосердия, сострадания,
сопереживания, доброе отношение к окружающему
миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и
заботы.
• Представления о добре и зле, правде и лжи,
трудолюбии и лени, честности, прощении.
• Основные понятия нравственного самосознания совесть, добросовестность, справедливость, верность,
доброжелательность.
• Нравственные качества: скромность, стыдливость,
заботливое отношение к младшим и старшим.
• Умения строить отношения в группе на основе
взаимоуважения и взаимопомощи, находить выход из
конфликтных ситуаций, не обижать других, прощать
обиды, заступаться за слабых, проявлять
доброжелательное отношение к другим людям,
преодолевать агрессию и гнев.
• Умения оценивать свои поступки в соответствии с
этическими нормами, различать хорошие и плохие
поступки.
• Умения признаться в плохом поступке и
проанализировать его.
• Способность брать ответственность за свое поведение,
контролировать свое поведение по отношению к
другим людям.
• Способность выражать свои мысли и взгляды, а также
возможность влиять на ситуацию.
•Способность участвовать в различных вида совместной
деятельности и принятии решений.
•Представления о правилах поведения, о влиянии
нравственности на здоровье человека и окружающих

14

людей.
• Первоначальные представления о базовых национальных
российских ценностях, о правилах этики.
• Отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.
• Представление о возможном негативном влиянии на
состояние человека некоторых компьютерных игр, кино и
телевизионных передач.
Формирование
семейных
ценностей

Формировать у ребенка:
• Представление и уважения к своей семье, роде, семейным
обязанностям, семейным традициям.
• Уважение к свой семье, фамилии, роду.
• Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых
позициях в семье.
• Чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей
между поколениями.
• Умения выстраивать отношение между стремлениями к
личной свободе и уважением близких людей, воспитывать в
себе сильные стороны характера, осознавать свои ценности,
устанавливать приоритеты.
• Навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
• Интерес к биографии и истории семьи других детей.

Формирование
основ
гражданской
идентичности

Формировать у ребенка:
• Представления о символах государства - Флаге,
Г ербе Российской Федерации, о флаге и гербе
субъекта Российской Федерации, в котором
находится образовательная организация;
• Элементарные представления о правах и
обязанностях гражданина России.
• Высшие нравственные чувства: патриотизм,
гражданственность, уважение к правам и
обязанностям человека.
• Интерес к общественным явлениям, понимание
активной роли человека в обществе.
• Уважительное отношение к русскому языку как
государственному, а также языку межнационального
общения.
• Стремление и желание участвовать в делах группы.
15

• Уважение к защитникам Родины.
• Представления о героях России и важнейших
событиях истории России и ее народов.
• Интерес к государственным праздникам и
важнейшим событиям в жизни России, субъекта
Российской Федерации, Республики Бурятии,
Бичурскому району
Формирование
основ
межэтническог
о
взаимодействи
я)

Формирование
основ
социокультурн
ых ценностей

Формировать у ребенка:
• Умение воспринимать собственные взгляды как одну
из многих различных точек зрения.
• Представления о народах России, об их общей
исторической судьбе.
• Углубленные познания о республике Бурятия.
• Интерес к разным культурам, традициям и образу
жизни других людей.
• Уважение к культурным и языковым различиям.
• Любовь к родному селу Малый Куналей и его
культуре.
• Умение узнавать и бороться с дискриминацией,
ксенофобией или расизмом.
• Сознательность и умение бороться с более слабыми
формами дискриминации или оскорблениями,
например, неуважение, частично неосознанное
игнорирование или обобщение с социальными
маргинальными группами, языковыми и этническими
меньшинствами.
• Умение уважать непохожесть других людей, даже
если дети до конца не понимают ее.
• Способы взаимодействия с представителями разных
культур.
Формировать у ребенка:
• Представления о душевной и физической красоте
человека.
• Эстетические вкусы, эстетические чувства, умение
видеть красоту природы, труда и творчества;
• Интерес к произведениям искусства, литературы,
детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
• Интерес к занятиям художественным творчеством и
желание заниматься творческой деятельностью.
Бережное отношение к фольклору, художественным
промыслам и ремеслам, произведениям культуры и
искусства, зданиям, сооружениям, предметам,
16

Формировани
е основ
экологической
культуры

имеющим историко-культурную значимость,
уникальных в историко-культурном отношении.
• Интерес к народным промыслам и желание
заниматься техниками, используемыми в народных
промыслах.
• Способность с уважением и интересом относится к
другим культурам.
Формировать у ребенка:

• Интерес к природе, природным явлениям и формам
жизни, понимание активной роли человека в природе.
• Чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем
живым существам и природным ресурсам.
• Умение оценивать возможность собственного вклада
в защиту окружающей среды и бережного обращения
с ресурсами.
• Начальные знания об охране природы.
• Первоначальные представления об оздоровительном
влиянии природы на человека.
• Представления об особенностях здорового образа
жизни.

Воспитание
культуры
труда

Формировать у ребенка:

• Уважение к труду и творчеству взрослых и
сверстников.
• Начальные представления об основных профессиях, о роли
знаний, науки, современного производства в жизни человека
и общества.
• Первоначальные навыки коллективной работы, в том
числе при разработке и реализации проектов.
• Умения проявлять дисциплинированность,
последовательность и настойчивость в выполнении
трудовых заданий, проектов.
• Умения соблюдать порядок в процессе игровой,
трудовой, продуктивной и других видах
деятельности.
• Бережное отношение к результатам своего труда,
труда других людей.
Организация Посредством РППС обеспечить возможность заниматься
развивающей детям разными видами деятельности.
предметноСпособствовать общению и совместной деятельности детей и
пространстве взрослых.
нной среды
Приобщать воспитанников к благоустройству и
17

декоративному
оформлению
интерьера
дошкольного
учреждения.
Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.
Интерактивно е Формировать у детей потребность в дополнительной
информации;
детство
С родителями:
Формировать умение творчески применять различные
средства
ИКТ
в
практической,
продуктивной
и
познавательной деятельности.
Развивать умение определять возможные источники и
средства информации и получать из них информацию;
Развивать умение анализировать и критически оценивать
полученные сведения;
Воспитывать общую информационную культуру личности.
Воспитание культуру применения информационных
технологий и технических средств.
2.4.Особенности реализации воспитательного процесса в
образовательной организации дошкольного образования
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста.
Воспитание осуществляется на основе ценностей и смыслов, путем их
усвоения, а также путем проявления инициативы детей, связанной с
реализацией этих ценностей.
Основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте и
его психологического обеспечения являются представления об особенностях
конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в
основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного
детства. Результаты достижения по целевым ориентирам программы
воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.
Они являются основой для самодиагностики педагогической деятельности в
ОО.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра
широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других
18

организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры- драматизации и инсценировки,
игры с элементами труда и художественно деятельности) и играм с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.) Отдельное
внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений
и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности,
инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся
материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное
проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и
опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные
часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем
воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые
нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто
болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной
работе и т.д.
В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности
педагогам важно ориентироваться на целевые ориентиры:
установление доверительных отношений между педагогом и
воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение дошкольников соблюдать в детском саду общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация
их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания обучения
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения
с воспитанниками; -применение на занятии интерактивных форм работы с
детьми:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
дошкольников;
-различные виды театра, где полученные на занятии знания обыгрываются в
театральных постановках;
дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести
19

опыт ведения конструктивного диалога;
- групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
группе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в ДОУ;
организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют (одна величина,
изменяясь, меняет другую величину) с портретом выпускника
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на
уровне дошкольного образования и с базовыми духовно- нравственными
ценностями. Целевые ориентиры являются основными направляющими
векторами для разработчиков основной образовательной программы
воспитания.
Воспитательный процесс в МБДОУ детский сад «Солнышко» организуется в
развивающей предметно- пространственной среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и
пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не
только количественного накопления, но и через улучшение качественных
параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной
надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной
насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее
составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь
норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования
материалами, оборудованием.
Окружающая ребенка РППС ДОУ, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние
на ребенка осуществляется через такие формы работы с РППС ДОУ как: оформление интерьера дошкольных помещений (групп, приемных , спален,
коридоров, музыкального зала, спортивной комнаты, лестничных пролетов и
т.п.) и их периодическая переориентация;
размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций;
озеленение территории детского сада, разбивка клумб, посадка
20

деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий,
разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого
отдыха;
регулярная организация и проведение конкурсов, творческих проектов
по благоустройству различных участков территории детского сада
(например, высадке культурных растений);
акцентирование внимания дошкольников посредством элементов
РППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
детского сада, его традициях, правилах.
Нравственно-этическое воспитание - это усвоение детьми норм и
ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных
качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки
и поступки сверстников. Повседневный опыт общения с окружающими
служит источником как положительных, так и отрицательных примеров
поведения. Воспитательно-образовательная работа по патриотическому
воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника
своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному
городу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости
за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Успех этих направлений зависит от правильной организации режима дня,
двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с
детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели,
определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей.
Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности
малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный
возраст - до 3-4 часов, старший дошкольный возраст - до 4-5 часов.
Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения
различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой,
самостоятельной двигательной деятельности.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на
формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и
навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный
подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей,
усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий,
объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация
детского труда.
Экологическое воспитание в детском саду подразумевает воспитание
осознанно- правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой
природы. Такое отношение к природе формируется у ребенка в ходе
систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а
также современных педагогических технологий, таких как технология
21

проектной деятельности, технология проблемного обучения, квесттехнология, ИКТ.
Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен,
противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта,
чувств, нравственных основ личности, решаются во взаимосвязи, и отделить
одни от других невозможно. Однако, сама по себе социальная
действительность не является средством воспитания детей. Таковым она
становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с
которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для
него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того
содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий
потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному
миру.
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в
образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на
уровне дошкольного
образования, выступающих в качестве факторов, признаков, характеристик,
определяющих содержание основной образовательной программы
воспитания, отображаются:
региональные и территориальные особенности социокультурного
окружения ДОУ;
воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже
участвует ДОУ, дифференцируемые по признакам: федеральные,
региональные, территориальные, отраслевые, кластерные и т.д.;
воспитательно значимые проекты и программы, в которых ДОУ
намерено принять участие, дифференцируемые по тем же признакам;
ключевые элементы уклада ДОУ в соответствие со сложившейся
моделью воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта,
достижений, следования традиции, ее уклада жизни;
наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий
воспитательной значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
существенные отличия ДОУ от других образовательных организаций
по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются
благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в
массовой практике;
общие характеристики содержания и форм воспитания в общей
структуре воспитательной работы в ДОУ;
особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными
партнерами ДОУ;
наличие достижения выраженных эффектов воспитательной работы;
степень включенности в процессы сопоставительного анализа по
результатам воспитательно значимых конкурсов лучших практик,
мониторингов и т.д.;
22

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся в процессе реализации программы воспитания
В образовательной программе ДОУ отражается сотрудничество учреждения
с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных
отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина
и патриота, раскрыть способности и таланты детей.
Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное
дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания,
активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С
этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и
дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей, просмотры
родителями отдельных форм работы с детьми, занятия по дополнительному
образованию. Педагоги применяют средства наглядной пропаганды
(информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды,
фотовыставки и др.), используют интерактивные курсы сопровождения
образовательной программы, публикуют информацию в социальных сетях и
на сайте ДОУ, привлекают родителей к участию в проведении праздников,
развлечений, экскурсий, групповых дискуссий, мастер-классов. Экскурсии,
целевые прогулки, помогают дошкольнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. В рамках взаимодействия с семьѐй в ДОУ, одной из эффективных
форм поддержки являются консультационные встречи со специалистами. В
ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон
воспитания и развития детей. Периодичность встреч и тематика
определяется запросом родителей. Для получения дополнительной
информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы,
возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в
сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты,).
Разработан план взаимодействия ДОУ с различными учреждениями с учетом
доступности, соответствия возрастным особенностям детей и эмоциональной
насыщенности:
МБОУ «Малокуналейская СОШ», ДК «Колос», школьной библиотеки,
«Библиопродленка» (М-К), исторического музея села, ТОС «Берегиня»,
МАОУДО «Бичурская ДЮСШ», МБУ «Бичурская централизованная
библиотечно-краеведческая система», МКВА.
Для построения социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями
(законными представителями) детей дошкольного возраста строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Ценности ценностного единства и готовность к сотрудничеству всех
участников образовательных отношений составляет основу уклада ДОУ, в
23

котором строится воспитательная работа.
Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ДОУ.
Групповые формы работы:
•
Родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания
и социализации детей.
•
Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и
острых проблем воспитания детей дошкольного возраста.
•
Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернетсайте ДОУ, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов
воспитания; виртуальные консультации педагогов. Индивидуальные формы
работы:
•
Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных
ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста.
•
Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи
дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной
направленности.
•
Индивидуальное
консультирование
родителей
(законных
представителей) c целью координации воспитательных и образовательных
задач педагогического коллектива и семьи.
•
Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи
дошкольника
В оформлении групп, музыкального зала и реконструкции игровых участков
на улице.

24

Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания
3.1.Общие требования к условиям реализации программы воспитания
ДОУ
Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации,
включающих:
•
создание уклада ДОУ отражающего сформированность в нем
готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться
едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для
детского сада воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов
воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального
общего образования;
•
обеспечение воспитывающей личностно развивающей
предметно- пространственной среды;
•
современный уровень
материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания;
•
наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
•
учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного
возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания
(возрастных, физических, психологических, национальных и пр.)
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
•
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье,
приоритета безопасности ребенка;
•
создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей,
их семей, и педагогических работников;
•
системность и целенаправленность воспитания как условия его
эффективности.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном
контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов
воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования
личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а
25

одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно
иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент
приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню
сформированности не соответствуют развитию других качеств.
Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения
целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации
взаимодействия между воспитателями и обучающимися. Воспитательному
процессу присущи значительная вариативность и неопределенность
результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно
отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных
факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их
социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной
подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить
процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно
тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к обучающемуся и от
обучающегося к воспитателю. Управление процессом строится главным
образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от
детей. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее
воспитательное воздействие. Содержание деятельности педагога на этапе
осуществления педагогического процесса может быть представлено
взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как:
постановка перед обучающимися целей и разъяснение задач
деятельности;
создание условий для принятия задач деятельности коллективом и
отдельными воспитанниками;
применение отобранных методов, средств и приемов осуществления
педагогического процесса;
обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и
создание условий для его эффективного протекания;
использование необходимых приемов стимулирования активности
обучающихся; -установление обратной связи и своевременная корректировка
хода педагогического процесса.
Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее целях.
Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы
воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на
обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой).
Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога всегда
подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее эффективности
можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива,
обученность и воспитанность обучающихся, характер сложившихся
взаимоотношений, сплоченность группы дошкольников. Однако основной
продукт воспитательной деятельности всегда носит психологический
26

характер.
Важнейшей является психологическая информация о свойствах и состояниях
коллектива и его отдельных членов. Отсюда воспитательная деятельность
представляет собой различные методы, средства и приемы психологического
и педагогического воздействия и взаимодействия. Основным признаком
эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех
педагогов ДОУ направленная на развитие личности ребенка, социального
становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим
социумом, природой, самим собой.
При организации воспитательных отношений необходимо использовать
потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать
обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным
индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:
формирование у детей гражданственности и патриотизма;
опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
приобщение к системе культурных ценностей;
готовности к осознанному выбору профессии;
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к
природе, людям, собственному здоровью;
эстетическое отношение к окружающему миру;
потребности
самовыражения
в
творческой
деятельности,
организационной культуры, активной жизненной позиции.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса
организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с
целью обеспечения оптимального развития личности ребенка. Методическая
детализация реализации воспитательной деятельности педагога
осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Функционал, связанный с организацией и
реализацией воспитательного процесса

Наименование должности
(в соответствии со штатным
расписанием ДОО)
Заведующий детским садом
управляет воспитательной деятельностью
на уровне
ДОУ;
создает условия, позволяющие
педагогическому составу реализовать
воспитательную деятельность;

27

проводит анализ итогов воспитательной
деятельности в ДОУ за учебный год;
- планирует воспитательную деятельность

Воспитатель
- обеспечивает занятие обучающихся творчеством,
Музыкальный руководитель
медиа, физической культурой;
- формирование
у
обучающихся
активной
гражданской
позиции,
сохранение
и
приумножение нравственных, культурных и
научных ценностей в условиях современной
жизни, сохранение традиций ДОУ; - организация
работы по формированию общей культуры
будущего школьника;
- внедрение здорового образа жизни;
- внедрение в практику воспитательной
деятельности научных достижений, новых
технологий образовательного процесса; организация участия обучающихся в
мероприятиях, проводимых районными,
городскими и другими структурами в рамках
воспитательной деятельности;
Младший воспитатель
-совместно с воспитателем обеспечивает занятие
обучающихся
творчеством,
трудовой
деятельностью; -участвует в организации работы
по формированию общей культуры будущего
школьника;
З.З.Нормативно-методическое обеспечение реализации программы
Представлен Перечень локальных правовых документов ДОУ, в
которые обязательно вносятся изменения после принятия основной
образовательной программы по воспитанию.
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного
обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении
изменений в ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
Основная образовательная программа дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад Солнышко»
Годовой план работы на учебный год;
Календарный учебный график;
Рабочая программа воспитания в ДОУ;
28

Рабочие программы воспитания педагогов
групп, как часть
основной образовательной программы (далее - ООП ДО);
Программа Развития;
Должностные инструкции специалистов,
отвечающих за
организацию воспитательной деятельности в ДОУ;
Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в
ДОУ
Подробное описание приведено на сайте МБДОУ Детский сад
«Солнышко» bur-solny.tvoysadik.ru
3.4.

Информационное обеспечение реализации программы

Качество работы детского сада всегда оценивается главными экспертами
-родителями воспитанников. Их
удовлетворѐнность
образовательным процессом - лучшая оценка деятельности педагогического
коллектива. Но чтобы заслужить доверие таких разных семей необходимо,
чтобы они стали единомышленниками, равноправными участниками жизни
детского сада.
В общении с родителями активно используются дистанционные
образовательные технологии. Информационная
оперативность и
доступность общения обеспечивается в режиме общения групп, созданных в
социальных сетях, электронной перепиской.
На официальном сайте МБДОУ есть информация о базовых
направлениях развития и воспитания в условиях комплексной
инновационной модели современного дошкольного образовательного
учреждения, а также много интересной и полезной информации, касающейся
воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Использование
дистанционных технологий для расширения возможности эффективного
взаимодействия с семьями воспитанников и оказания им помощи в вопросах
развития и воспитания детей

3.5
Материально-техническое
программы

обеспечение

реализации

Материально-техническое
обеспечение
и оснащенность ДОУ
предназначены для обеспечения эффективного наполнения воспитательного
процесса. Сегодня качество дошкольного образования - приоритетное
направление образовательной политики государства.
Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014
году, регламентирует условия реализации образовательной программы и
обеспечивает социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В
нем также отражены вопросы морального и нравственного благополучия
ребенка. С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОУ
29

вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание
материально-технического оснащения. Однако база этих требований
остается постоянной и содержит:
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
требования пожарной безопасности;
перечень средств воспитания и обучения в зависимости от
возраста и особенностей развития детей;
рекомендации по оснащенности помещений и различных зон
детского сада;
требования к методическому обеспечению, а также к
оборудованию дошкольного учреждения.
Цель этих требований - оптимизировать процесс воспитания и
обучения. Они направлены на:
обеспечение безопасных условий для воспитанников;
стимулирование творческого развития;
обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого
ребенка с целью вывить таланты ребенка.
Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и
реализуются с соблюдением прав ребенка и персонала.
Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность),
через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят
от возраста детей и их индивидуальных особенностей
Информация о материально-техническом обеспечении реализации
программы представлена на сайте: МБДОУ Детский сад «Солнышко» bursolny.tvoysadik.ru
Наполнение предметно-развивающей среды соответствует стандартам и
отвечает всем требованиям безопасности.
Материально-техническая база ДОУ - это важное звено в цепи
обеспечения высокого качества образования. Каждая из
составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на
развитие ребенка.
Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС,
процесс воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.

30

Наименование

Группа

Основные требования
Групповые помещения оснащены детской мебелью,
игрушками и пособиями отвечающей гигиеническим и
возрастным особенностям воспитанников Подбор
оборудования осуществляется исходя из того, что при
реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования основной формой работы с детьми
и ведущей деятельностью для них является игра;

Участки для прогулок, прогулочные веранды, спортивный
участок, ограждение.
Участок детского Материалы и оборудование для двигательной активности
сада
включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для
прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и
лазания; для общеразвивающих упражнений;
Спортивная
Требования к оснащению и оборудованию кабинета,
комната/
(методического) спортивной комнаты, музыкального зала
музыкальный зал, включают соответствие принципу необходимости и
изостудия
достаточности для организации, медицинского обслуживания
детей, методического оснащения воспитательнообразовательного процесса, а также обеспечение
разнообразной двигательной активности и музыкальной
деятельности детей дошкольного возраста;
ТСО, ИКТ

Требования к техническим средствам обучения в сфере
дошкольного образования включают общие требования
безопасности, потенциал наглядного сопровождения
воспитательно-образовательного процесса, возможность
использования современных информационнокоммуникационных технологий.

. Основные направления самоанализа воспитательной работы

4

Самоанализ организуемой в МБДОУ воспитательной работы
осуществляется с целью воспитания, развития дошкольников.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в ДОУ являются:
- принцип гуманистической направленности;
- принцип приоритета анализа;
- принцип развивающего;

31

Направления анализа зависят:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития дошкольников каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателями с последующим обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета ДОУ.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития дошкольников является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих
вопросах:
- какие, прежде существовавшие, проблемы личностного развития дошкольников
удалось решить за минувший учебный год;
- какие задачи решить не удалось и почему;
- над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в ДОУ совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в ДОУ интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой в ДОУ
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с
воспитанниками и их родителями, педагогами, при необходимости их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
педагогического совета ДОУ.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с :
- качеством совместной деятельности воспитателей и детей;
- качеством организуемой в ДОУ деятельности по дополнительному
образованию;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала ОД;
- качеством проводимых в ДОУ экскурсий, проектов;
- качеством работы ДОУ и интерактивных занятий в ДОУ;
- качеством организации развивающей предметно-пространственной среды
каждой возрастной группы;
- качеством взаимодействия МБДОУ и семей воспитанников.
Итогом самоанализа организуемой в МБДОУ воспитательной
работы являются положительные результаты, перечень выявленных задач,
над которыми предстоит работать.

32

Календарный план воспитательной работы.
1.Праздники
Наименование
Срок
Сентябрь
День знаний 1 сентября Праздник
цветов
Праздник осени

Сентябрь

Праздник осенних именинников

Октябрь

Неделя безопасности День ППД

Октябрь

4 ноября «День единства»

Ноябрь

День матери

Ноябрь

Спортивный праздник «Весѐлые
гонки»

Ноябрь

Новый год и Рождество

Декабрь,
январь

Ответственный
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
специалисты ДК
«Колос», родители
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели,
сотрудник
ГИБДД МО «Бичурский
район», начальная школа
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
специалисты ДК
«Колос»
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
специалисты ДК
«Колос», родители
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
мед.сестра, начальная
школа
Воспитатели,
музыкальный руководитель
,специалисты ДК «Колос»,
родители
33

День книги
Праздник «В гостях у сказки»

Декабрь
Январь

День защитника Отечества

22 февраль

Праздник Сагаалган

Февраль

Международный
Марта

женский

Праздник Масленица

день

8

7 марта

6 марта

Театральные представления

Март

Праздник Пасха

25 апреля

Праздник День Смеха

1 апреля

День космонавтики

12 апреля

Спортивно-оздоровительное
мероприятие

Апрель

Воспитатели,
специалисты библиотек
,начальная школа
Воспитатели,
музыкальный
руководитель, родители
Воспитатели,
музыкальный
руководитель, специалисты
ДК «Колос» ,библиотек
Воспитатели,
музыкальный руководитель
,специалисты ДК «Колос»,
родители

Воспитатели, музыкальный
руководитель, специалисты
ДК «Колос», родители
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели, музыкальный
руководитель, мед.сестра,
начальная школа

34

Праздник весенних именинников

Май

День Победы, Встреча с участниками
автопробега

9 мая

Выпускной «До свиданья детский
сад»

31Май

День защиты
лето!»

1июня

детей

«Здравствуй

День России

Воспитатели, музыкальный
руководитель, родители

12 июня

Кукольный театр «Сказки о лете»

Июнь

День здоровья

Июль

Летнее развлечение
«Поляна сказок»

по

сказкам

Музыкальный ринг в детском саду
Праздник летних именинников

2. Выставки и конкурсы
Наименование

Воспитатели,
музыкальный
руководитель

Август

Август

Срок

Воспитатель
подготовительной группы,
музыкальный
руководитель, родители
Воспитатели, музыкальный
руководитель, родители
Воспитатели, музыкальный
руководитель специалисты
ДК «Колос»
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели, музыкальный
руководитель, мед.сестра
Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Воспитатели,
музыкальный
руководитель

Ответственный

Общие

35

Выставка цветов

Сентябрь

Воспитатели ,родители

Сентябрь

Воспитатели, родители

Сентябрь

Воспитатели

Выставка рисунков «Осень золотая!»
Выставка поделок из природного
материала
Выставка творческих работ «Юному
пешеходу», «Глазами водителя»

Октябрь
Октябрь

Воспитатели
Воспитатели

Октябрь

Воспитатели

Конкурс чтецов, посвященный Дню
матери
Выставка рисунков «Мама!

Ноябрь
Ноябрь

Воспитатели,
специалисты
библиотек
Воспитатели

Конкурс поделок «Символ года»
Конкурс «Самое лучшее Новогоднее
окно»

Декабрь
Декабрь

Воспитатели
Воспитатели

Выставка рисунков «Зимушка-зима»

Январь

Воспитатели

Выставка рисунков «Защитники
Родины»

Февраль
Февраль

Воспитатели
Воспитатели

Март
Апрель

Воспитатели
Воспитатели

Май

Воспитатели

Май

Воспитатели

Конкурс рисунков на асфальте

Июнь

Воспитатели

Выставка поделок из камней

Июль

Воспитатели

Выставка рисунков «Цветы»

Август

Воспитатели

Выставка
«Превращения
овощей в героев сказок»

чудесных

Выставка творческих работ «Листик,
листик -вот и я!»

Выставка рисунков «Бурятские узоры»
Конкурс сувениров к 8 Марта
Конкурс поделок «День космонавтики»
Бессмертный полк «Мы помним, мы
гордимся»
Выставка рисунков на воздушных шарах
«День победы»

36

Муниципальные
Конкурс фотографий «Село , в котором я
живу»
«Осенний
,выставки

калейдоскоп»

конкурсы

Сентябрь
Октябрь

Воспитатели,
библиотеки, родители
Воспитатели, родители, ДК
«Колос»,
ТОС
«Берегиня»,ДЮСШИ
Воспитатели, родители, ДК
«Колос»идр

Флешмоб костюмов «День единства»

Ноябрь

«Зимний
калейдоскоп»
конкурсы , выставки

онлайн-

Декабрь, Воспитатели, родители, ДК
январь, «Колос»,
ТОС
февраль «Берегиня»,ДЮСШИ

«Весенний
калейдоскоп»
конкурсы ,выставки

онлайн-

Март,
апрель,
май

Воспитатели, родители, ДК
«Колос»
ТОС «Берегиня», ДЮСШИ

Июнь,
июль,
август

Воспитатели, родители, ДК
«Колос», ТОС «Берегиня»,
ДЮСШИ

«Летний
выставки

калейдоскоп»

конкурсы,

(Темы и формы работы могут меняться в зависимости от
календарного планирования, лексических тем и рабочих программ
педагогов)
Задачи для воспитательной работы с детьми
Первая младшая группа(\,5-3 года)
Задачи:
- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
- Поощрять умение называть имена членов своей семьи;
- Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его
общности с домом (тепло, уют, любовь и др.).
- Напоминать детям название села, в котором они живут. Вызвать интерес к труду
близких взрослых.
Вторая младшая группа(3-4 года)
Задачи:
- Формировать доброжелательные отношения к друг другу, умение делиться с
товарищем.
37

- Приучать детей к вежливости.
- Закреплять знания ребенка о членах его семьи (как зовут, чем занимаются,
как играют с ребенком и др.).
- Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их
труду, напоминать их имена и отчества.
- Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней:
напоминать детям название города, в котором они живут. Побуждать
рассказывать о том, как провели выходные дни.
Средняя группа(4-5 лет)
Задачи:
- Познакомить с помещениями детского сада, рассказать об их назначении.
- Расширить знания о профессиях людей, работающих в детском саду.
Воспитывать уважение к старшим, учить ценить труд и заботу.
- Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут
вместе, любят друг руга.
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. -Учить
детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении. -Познакомить РБ,
Бичурским р-ном, селом в котором мы живем, с их особенностями,
достопримечательностями.
- Воспитывать в детях бережное отношение к родному краю.
Старшая группа (5-6 лет)
Задач:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное
отношение к окружающим.
- Учить заботиться о младших, помогать и защищать их.
- Побуждать к использованию в речи фольклора. Показать значение родного
языка в формировании основ нравственности.
- Углублять представления ребенка о семье и еѐ истории, о том, где работают
родители, как важен их труд для общества.
- Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о
достопримечательностях родного края, культуре, о замечательных людях,
прославивших РБ.
- Расширять представления детей о родной стране, о государственных
праздниках.
- Воспитывать любовь к Родине.
- Формировать представление о том, что Российская Федерация многонациональная страна, Москва - главный город, столица нашей Родины.
- Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение
к защитникам Отечества.
Подготовительная к школе группа(6-7 лет)
Задачи:
- Закреплять знание об имени и отчестве родителей, их профессий. Расширять
представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
38

- Рассказывать детям о воинских наградах дедушек и бабушек, родителей.
- Привлекать участие детей к созданию развивающей среды дошкольного
учреждения (мини-музеи, выставки и др.).
- Формировать у детей представление о себе, как об активном члене
коллектива.
- Расширять представления о родном селе. Продолжать знакомить с
достопримечательностями РБ, Бичурского р-на.
- О людях, прославивших Бичурский р-н, РБ.
- Углублять и расширять представления о Родине - России.
- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать
чувство гордости за еѐ достижения.
- Закреплять представления о символике России.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
- Расширять представления о Москве - столице России, о государственных
праздниках.
- Знакомить с выдающимися космонавтами России.
- Углублять знания о Российской армии.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших воинов.
Группа кратковременного пребывания (4-7лет)
- Задачи:
- Познакомить с помещениями детского сада, рассказать об их назначении.
- Расширить знания о профессиях людей, работающих в детском саду.
- Воспитывать уважение к старшим, учить ценить труд и заботу.
- Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут
вместе, любят друг руга.
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Воспитывать в детях бережное отношение к родному краю.
- Побуждать к использованию в речи фольклора. Показать значение родного
языка в формировании основ нравственности.
- Углублять представления ребенка о семье и еѐ истории, о том, где работают
родители, как важен их труд для общества.
- Воспитывать любовь к Родине.
- Формировать представление о том, что Российская Федерация многонациональная страна, Москва - главный город, столица нашей Родины.
- Рассказывать детям о воинских наградах дедушек и бабушек, родителей.
- Привлекать участие детей к созданию развивающей среды дошкольного
учреждения (мини-музеи, выставки и др.).
- Формировать у детей представление о себе, как об активном члене коллектива.
- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать
чувство гордости за еѐ достижения.
- Закреплять представления о символике России.
39

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
- Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к
защитникам Отечества.
Календарный план воспитательной работы
Приложения

40

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(924)354-68-57, 54-2-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».