Советы специалистов

Методическая разработка по внедрению этнокультурного компонента по истории и культуре семейских в ООП ДОО

04.11.2018

                                                                      Т.Ф.Коденёва, педагог дополнительного образования

                                                                      МБДОУ Детский сад «Солнышко»

Мастерская художника

Образовательная область : Художественно- эстетическое развитие

Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста

 Цели : Возрождение и сохранение семейских   традиций   в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Освоение технологии   декоративной домовой  росписи через нетрадиционные техники рисования

 Задачи : Продолжать знакомить детей с элементами декоративной домовой росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами). Осваивать  нетрадиционные техники  рисования. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением домовой росписи, знакомство  с новыми видами народно-прикладного искусства. Дидактические игры на цветной модели с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаний.

Материалы, инструменты, оборудование : заготовки разделочных деревянных  дощечек, краски-гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, образцы элементов домовой росписи (ягода, веточка), 7  листов бумаги разного яркого цвета  с  нарисованным  радостным весёлым  смайликом.

Ход занимательной деятельности  :  Совместная деятельность с детьми в художественной  мастерской.

1.Игра –«Позвольте представиться!»- то есть познакомиться  с вами!

          Детки встают  в круг , педагог представляется выражая радость движением  и так далее «Я-Катя» , « Я –Ваня»  .

          Ребята я очень рада знакомству с вами, сегодня хорошее доброе утро  для всех и  я желаю вам  никогда не терять улыбку.

2. Пальчикова игра «Мне ладошки покажите»

 Правую и левую

В кулачок скорей сожмите

Пальчики умелые

Разожмите… Рассмотрите …

И скорее мне скажите: Для чего нужны нам дети ловкие ладошки эти? ( рисовать, лепить и т.д)

          Конечно ребята , вы же Бичурские  умельцы, а я к вам приехала из села Малый Куналей , что недалеко отсюда и хочу попросить у вас помощи. У вас есть мастерская?

3. Мотивация «Помоги мне» по схеме

           Педагог сообщает детям ,что собирается мастерить – рисовать и просит детей помочь разобраться в росписи - Какая это роспись?   Название элемента росписи? Каким цветом лучше рисовать?  .Интересуется как они могут ему помочь расписать дощечки? Что для этого нужно? И с чего начать? Какие цвета нам понадобятся для составления узора?

4.Упражнение : Рисование в воздухе веточки с ягодами , далее

         Дети мастера объясняют и показывают приёмы рисования  на мольберте - сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изобразить ягоды и листья ( листья можно нарисовать концом кисти способом примакивания, а ягоды – приёмом тычка) Далее около ягод и листьев можно нарисовать травинки линиями.

5.Пальчиковая гимнастика – задание при выполнении которого начинает работать тактильно –двигательная память, восстанавливается мышление, а от тёплого цвета бумаги поднимается настроение.

          Раздать детям листочки бумаги, желательно яркие, цветные. И предложить смять, затем разгладить ладошками и пальчиками скомканный лист бумаги.

Какое настроение вы увидели? Почему? Какое настроение у вас сейчас? Вот с этим отличным настроением  мы и распишем декоративные дощечки которые изготовили дети – школьники из  Малокуналейской школы  и отправили вам в подарок

 

6.Практическая часть – Роспись – Творческая беседа

7.Итог

- А теперь посмотрите на эти  расписные  дощечки  и скажите , какое настроение вызывает домовая роспись?

- Выберите и покажите самую красивую! Расскажите о ней : какого она цвета, какими красками расписана, какие ягоды , листочки и т.д. Чем она лучше всех ?.

- А какие достоинства у другой ?

- Ребята  я хочу сказать вам спасибо, что  вы помогли мне освоить эту роспись, вы хорошие умельцы, большие молодцы!

 – Домовая роспись

    Чародейка мастерица

     Как волшебница  Жар-птица

     Всех теплом нас озарила

     Хорошее настроение подарила

Доклад -Тема : «Успех ребёнка- дело семейное» Творческие родительские клубы

04.11.2018

МБДОУ Детский сад «Солнышко»

Педагог дополнительного образования

Коденёва.Т.Ф.  

 

Доклад

Тема:  «Успех ребёнка- дело семейное»

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй на этапе введения ФГОС ДО

 Так ли это на современном этапе образования? В чём роль ДОУ?

            Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания»,  «Законе об образовании». Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Сегодня педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по воспитанию.

          Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений , причём  заметно идут вперёд педагогов. Таким образом, актуальность проблемы  выявила существенные противоречия между реальным сотрудничеством семьи и дошкольного учреждения . Необходимы  новые формы работы с родителями .

            Для решения данной проблемы  в нашем детском саду была поставлена

Цель: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- повысить  компетентность педагогов в работе с родителями

- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения

 - организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры

  -разработать содержание, формы и методы работы с семьей

- создавать условия для развития креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности

- обогащать эмоциональный мир ребенка, способствовать расширению микросоциума

-приобщить родителей к активному участию в различных видах детской  творческой деятельности

          Одной из форм работы с родителями на этапе введения ФГОС ДО  в нашем дошкольном учреждении  имеющем направление «Художественно-эстетическое» является «Организация работы  родительских клубов  по развитию творческих способностей детей» — как важнейшей составной части системы воспитания и образования в детском саду, развития творчества детей, направленной на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя: на то, чтобы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворенной и счастливой. Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества.

        Работа организовывалась в несколько этапов, осуществлялась в течение учебного года . На первом этапе была изучен опыт работ педагогов дополнительного образования , творчество  воспитателей каждой группы, методическая литература по данной теме  на современном этапе. Также проведено диагностическое исследование с родителями и детьми через анкеты  для детей и родителей. Анализ полученных результатов позволил определить перспективу работы, познакомиться с семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей. На втором этапе исследования, на основе диагностических данных была разработана система мероприятий для сотрудничества родителей и дошкольного учреждения: - составление плана работы семейных  клубов и реализация в педагогической деятельности; - составление планов отдельно каждого  кружка;- совместное творческое сотрудничество специалистов ДОУ ,семьи и детей; участие родителей и воспитанников в творческих выставках и конкурсах. Далее начали работу клубы: «Декупаж» показал - вид аппликации которой можно украсить тарелки, вазы, кашпо, стаканы, доски, мебель и т.д.; клуб «Волшебный клубок»  организовал среди родителей и детей -вязание крючком вещей, игр, создание картин; в клубе «Рукодельница» осваивалось объёмное оригами, «Ганутель» - вид рукоделия из проволоки и ниток ( цветы, букеты , ажурные композиции покорили всех); в клубе  «Необыкновенные игрушки» познакомились с техникой валяние из шерсти. Позже по инициативе родителей был организован клуб по созданию картин из бумаги в разной современной технике и клуб «Здоровьесберегающие технологии», планируется освоить технику бисероплетения и плетения из бумаги . Работы представлялись на выставках,  в подарок , в оформлении интерьера ,были организованы «Дни презентаций», проводились семинары.  В будущем планируем ярмарки –распродажи, разработки индивидуальных программ.

          Чтобы сориентировать родителей в педагогическом процессе, в родительский уголок каждой группы  ежедневно и еженедельно, согласно тематическому планированию в ДОУ, выставлялись памятки, рекомендации для родителей по данной конкретной теме, творческие работы .

Выстраивая взаимодействие с родителями использовались ИКТ. Планируя работу кружка каждый педагог учитывал следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

           Родительский клуб — это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Нетрадиционная форма работы с родителями, как организация «Родительский клуб» необходима, поскольку совместная деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. Совместное творчество  способствует развитию положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, созданию необходимых условий для успешного развития ребенка в окружающей среде. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительских клубов представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Таким образом, подтвердилась гипотеза, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие  уже во всех видах деятельности учреждения. В. А. Сухомлинский сказал: «Дети — это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
           Центральным моментом прогнозируемого результата  нашей педагогической деятельности является: осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

 

Итог :

 Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса реализуя следующие условия: - участие родителей в планировании совместной деятельности; - переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ; - создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ. В результате

 детский сад является показателем в воспитании детей, а педагог компетентным  умелым организатором и партнёром .

 

Тема: "Из отходов в доходы"

13.01.2019

Проект "Путешествие в страну Чудесного фантика"

Учебно-методический материал по экологическому воспитанию решения проблемы утилизации мусора в Республике Бурятия 

Коденева.Т.Ф.

                             Список  использованной литературы

1.Черенкова.Е.Ф. Оригами для малышей – 200 простейших моделей: «Учимся играючи», «Азбука развития» Е.Ф. Черенкова-г.Москва: Издательство «Дом XXI век»  ООО «ИД РИПОЛ» 2006г-154 с

2.  Веракса. Н.Е.,.Веракса.  А.Н. Проектная  деятельность дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений- Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса.  г.Москва Издательство Мозаика СИНТЕЗ 2010 г -112с

3. Лыкова. И.А.. Художественный труд в детском саду. Конспекты и методические рекомендации: И.А. Лыкова : г.Москва  Издательство ТЦ «СФЕРА» 2010г

4. Лопатина.А.А.   М.В.Скрябцова. Сказы  матушки земли . Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания 2-е издание  Лопатина .А.А., Скрябцева.М.В. Издательство  г.Москва  Амрита-Русь 2008г-256 с ( Образование и творчество)

 

           « … Меня зовут Фантик! Я не простой фантик от конфетки, я волшебный. А знаете почему? Потому что, я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Например складываться в различные фигурки и что самое интересное со мной можно играть. Совсем не страшно что я из отходов, поверьте от меня получаются большие доходы. Правда здорово! А ещё я знаю много стихов и загадок о природе, отгадав загадку или прочитав стишок, вы узнаете какая будет следующая поделка, что можно делать в природе , а что и нет. Я просто клад! Дружу со всеми детьми, их мамами и папами  на нашей планете. И вы знаете меня все любят  не смотря на  то ,что я из отходов.

                  Данная методическая разработка представлена из опыта работы педагога дополнительного образования по изодеятельности в дошкольном образовательном учреждении. Среди интерактивных методов обучения в ДОУ одним из самых популярных является метод проектов.

Образовательная область художественно-эстетическое развитие неразрывно взаимосвязана с экологией и включает продуктивные виды детской деятельности, направлена на достижение результата- получение путем творческих действий и преобразований творческой работы, чаще всего поделки. Сколько интересного порой таит в себе обычная выброшенная картонная коробка, фантики от конфет, несколько ниточек, немного фантазии и получается волшебная лужайка перед домом или целый подводный мир. И вот наша маленькая модель мира готова! Дети играют лучше чем игрушками из «Супермаркета».  Проектная деятельность возникла в детском саду неслучайно. Интеграция образовательных областей и особенность образовательных событий заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребенка, родителя и ребенка. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

На протяжении последних  лет в изостудии родилось много проектов с детьми. Это и проект  «Листик-листик, вот и  я» Листопад почти всегда и всех вызывает восторг, удивление, желание остановить мгновенье. В то же время это мусор, отходы.  Мы научились из собранных и засушенных листьев круглый год что -то создавать. При рассматривании  листьев у каждого из нас возникают  ассоциации. Образы легко и быстро придумываются, почти мгновенно создаются: дерево, ёжик, мышка, рыбка и.т.д. Фантазии из листьев- это фейерверк творчества не только для детей, но и родителей. Цветная палитра как в живописи дана в листьях изначально. Техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги даже ещё проще. Ничего не нудно вырезать, остается лишь художественно наклеить на цветной картон, подрисовать детали, вставить в рамочку и подарок готов к любому случаю. Тоже самое подделки из природного материала. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей  художественный вкус. Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом «Не навреди». Листья, шишки лучше собрать лежащие на земле , а не растущие на дереве.

Если понадобится березовая кора, то нужно найти дерево. Постепенно миг за мигом, ребенок начинает понимать, осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Собираем вместе с детьми сухой природный материал , помогая очищать территорию детского сада и дарим ему вторую жизнь превратив в зверушку, жучков-паучков, и др. Для соединения частей понадобится   пластилин , при закреплении лак. Самое важное – это увидеть в природной форме  какой-нибудь образ. Сувениры снова готовы для подарков. Проект  «Волшебная семечка» также  прочно вошёл в наш детский сад , дети знакомятся с историей жизни опавших семечек и её значением в жизни человека. Собрав ненужные семечки создаем красивые цветочные вазы, корзиночки, картины, панно. В 2016 г организовали творческие родительские клубы- это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активностей жизненной позиции участников образовательного процесса, укреплению института  семьи и передаче опыта в воспитании детей. Сегодня появилась возможность представить один из проектов по работе с детьми и родителями учитывая экологическую проблему в Республике Бурятия через возрождение и сохранение культурных традиций народа . Учтены традиции, издавна принятые обычаи  которые передавались из поколение в поколение. Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, помогали друг другу и берегли землю на которую пришли из далекой Польши. Она была их кормилицей, её холили и лелеяли, оберегали, обрабатывали и акцента на экологическую проблему не было. В доме у хозяйки всегда была чистота, порядок и красота которую она создавала своими руками.

Любые отходы умело превращались в доходы. Например сшила хозяйка сарафан, остались кусочки ткани- мусор, здесь же перерабатывали своими руками умело в коврики, дорожки-половички. И дети учились, всегда были при месте, работа кропотливая, а сколько  приносит удовольствия.

Сегодня ситуация изменилась, современное общество нуждается в восстановление традиционных ценностей.

 

                 Проект «Путешествие в  страну Чудесного  фантика»

Вид проекта-  исследовательско- творческий

Проблема: Экологическая проблема утилизации мусора в Республике Бурятия.

Цель: Приобщение ребенка к бережному отношению и защите родной природы  через художественную культуру семьи

Задачи:

- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать, что красоту природы необходимо оберегать от ненужных вещей

- Формировать эстетические чувства, потребность в красивом

-Развитие и поддержание устойчивого и глубокого интереса к природе и её охране

Пути решения проблемы: Вовлечение детей и родителей в актуальность проблемы. Продолжить работу творческих клубов по решению экологической проблемы через эстетическую  восприимчивость детей.

Повысить педагогическую культуру родителей.

Актуальность темы: Одно из проявлений патриотизма- любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен значительно и бережно относится к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства». С тех пор мысль и красота идут рядом , вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.  «Потребность в красивом , говорил В.А. Сухомлинский – утверждает моральную красоту, рождая непримиримость  и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому…

Зло и подлинная красота несовместимы. Как приобщить ребенка ?  Вопрос которым сегодня  озабочены многие родители и педагоги.  Ответить на него непросто, тем более , когда речь идет о дошкольниках. Сложно не потому, что ребенок мал и многое не поймет в экологии и искусстве, но и потому что каждая семья своеобразна    по образу жизни, по методам воспитания, интересам. Эстетика быта семьи оказывает  большое влияние на эстетическую восприимчивость ребёнка. И если молодые родители следуя традициям и обычаям  своих предков соблюдают экологическую чистоту, имеют эстетические чувства, тогда и ребёнок с раннего детства окружен красотой и любовью.  Но не все семьи таковы и трудно решать вопросы по экологическому воспитанию,  а так же ждать содействия по сохранению окружающей среды.

Данная работа проекта ставит своей целью привлечь внимание родителей  к необходимости устранения проблемы  утилизации мусора в Республике Бурятия через  работу творческих родительских клубов во взаимодействии с детьми и специалистами.

Условия выполнения: предполагают- участие в проекте интересных творческих педагогов, общение и работа с родителями и детьми по экологической проблеме  с результатом творческого продукта, изучение методической литературы и  опыта,  применение практического материала, оказание методической помощи родителям. 

Методологические принципы: принцип доверительного сотрудничества, культурно-деятельный принцип.

Методы: метод совместных действий взрослого и ребёнка, сотворчество, инновационные приёмы.

Участники: Дети  старшего дошкольного возраста , родители, воспитатели, педагоги

Возраст детей: 6-7 лет

Материал:  фантики от конфет, клей, картон.

Предполагаемый результат:

-Родители и педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства, эстетического отношения к окружающему миру, экологической заботе.

-Ребёнок может общаться , давая эмоционально-эстетическую оценку.

-Ребёнок проявляет интерес  и желание создавать красивые вещи в сотворчестве с родителями работая в парах, тройках, минигруппах.

-Ребёнок проявляет самостоятельность, творческую инициативу

-Родители и дети осознали проблему утилизации мусора в РБ.

Этапы реализации проекта:

1.Анализ работы инновационного опыта педагогов МБДОУ по экологическому воспитанию

-Презентации

2.Развитие сотрудничества с родителями

-Родительские творческие клубы

3.Взаимодействие с социумом

-Библиотеки

4.Формы работы с детьми

-Экскурсии в библиотеку

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

-Театральная деятельность

«Экологические правила для Незнайки»

-Продукт  детской творческой деятельности в сотворчестве с родителями

Индивидуальное сочинение стихов, загадок

«Коврики из фантиков  –Экологические знаки»  в технике Оригами

                

 

 

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.