Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко» Это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг, определяющим путь достижения федерального государственного образовательного стандарта. (Срок освоения Программы 5лет от 13.07. 2021г). Основная образовательная программа разработана, корректирована рабочей группой педагогических работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко» . Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» расположено по адресу : 671363, Республика Бурятия, Бичурский район, с.Малый Куналей, ул.Советская, 11. Контактные данные : тел.: 8(133)54-2 -62; е-mail:kodeneva00@mail.ru ; сайт: bur-solny.tvoesadik.ru Деятельность МБДОУ организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, региональных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является 4 группы детей дошкольного возраста. Проектная мощность учреждения - 5 групп/107 воспитанников. Фактическая мощность — 4 группы/79 воспитанников - 1 младший возраст от 1,5-3 лет - 16 - 2 младший , средний возраст от 3-5 лет -29 - Старший ,подготовительный возраст от 5-7 лет— 28 - ГКП – 6 Цели и задачи Программы Целью Программы является полноценное развитие, воспитание и образование личности ребѐнка при поддержке инициативы, ,индивидуальности на всех этапах ,во всех видах деятельности воспитательного и образовательного процесса. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Цель Программы достигается через решение следующих задач: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального образования. Особенности осуществления образовательного процесса Режим работы МБДОУ: - 5 дней в неделю с 9-часовым пребыванием детей в детском саду: с 8.00 до 17.00. Учебный план составлен для всех категорий воспитанников. Нормы и требования к нагрузке детей по количеству и продолжительности занятий соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. - Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники, весь коллектив МБДОУ. - Образовательная деятельность осуществляется на русском языке. - Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. - Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся. - Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в различных видах деятельности с учѐтом интеграции образовательных областей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. В программе целевые ориентиры представлены по ФГОС ДО для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). 1. Развитие социоадаптированной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и жизни в обществе. 2. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к успешной учебной деятельности Вся работа по реализации Программы строится при тесном взаимодействии с семьями детей. НОД, регламентированная данной программой организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности. Дополнительное образование входит во вторую вариативную часть образовательного процесса. Кадровые условия Общее количество педагогических работников – 6- Заведующий – 1 , воспитатели – 5, музыкальный руководитель – 1 Работник с медицинским образованием – 1 . Укомплектованность кадрами полностью: воспитателями – на 100%; младшими воспитателями – на 100%; обслуживающим персоналом – 100%. Все педагоги имеют педагогическое дошкольное образование, компетентны в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Постоянно повышают свою квалификацию посредством курсов повышения квалификации в очном и дистанционном формате, посещения муниципальных и дошкольных методических объединений, семинаров, педсоветов, а также при самостоятельном изучении методической литературы, периодической печати, онлайн обучении. Взаимодействие с семьями воспитанников Ведущая цель взаимодействия с родителями — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - единый подход к процессу воспитания ребѐнка; - открытость дошкольного учреждения для родителей; - взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; - уважение и доброжелательность друг к другу; - дифференцированный подход к каждой семье; - равно ответственность родителей и педагогов. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (п.3.2.5. ФГОС ДО). № 1 2 Направления взаимодействия Изучение семьи, запросов, уровня психологопедагогической компетентности, семейных ценностей Информирование родителей Формы взаимодействия Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, педагоги, специалисты); Наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком; Анкетирование; Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах. Рекламные буклеты; Журнал для родителей; Визитная карточка учреждения; Информационные стенды; Выставки детских работ; Личные беседы; Общение по телефону; Родительские собрания; Сайт организации; группы Instaqram, viber Передача информации по электронной почте и телефону; Объявления; 3 4 5 Фотогазеты; Памятки. Консультирование родителей Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование) Просвещение и обучение Семинары-практикумы, родителей мастер-классы: - по запросу родителей; - по выявленной проблеме (направленность -педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право); Приглашение специалистов; Сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет; Творческие задания; Семинары. Совместная деятельность Управляющий совет; детского сада и семьи Дни открытых дверей; Организация совместных праздников; Совместная проектная деятельность; Выставки совместного семейного творчества; Семейные фото коллажи; Экскурсии; Походы; Досуги с активным вовлечением родителей; Творческие родительские клубы Театр Развивающая предметно-пространственная среда Организована с учетом принципов: - трансформируемости -полифункциональности -вариативности -доступности - безопасности. Особенности взаимодействия с семьей по организации развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ Образовательный процесс оказывается более продуктивным, когда его организаторы – педагоги и родители – хорошо представляют себе, чем воспитанники заняты в детском саду, дома, дружеские привязанности, интересы, какие у них взаимоотношения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками), каковы их достижения в развитии, трудности. Для этого организована развивающая предметно-пространственная среда, в которой принимают участие родители. Информативность среды. Для успешного сотрудничества педагоги и родители регулярно обмениваются информацией о жизни и деятельности детей в детском саду и дома. Использование сайта детского сада и интернет-группы родительской общественности. Информированность должна переходить в практические действия о необходимой помощи Совет родителей, Управляющий Совет. Вовлечение семьи в реализацию задач образования чрезвычайно важно для обогащения познавательной, творческой деятельности детей в детском саду и для использования тех интересов ребенка и того обучения, которое имеет место дома. Решение задач по развитию РППС предусматривает обилие и разнообразие возможностей для совместной деятельности и общения воспитателей и родителей позволяет выработать формы, отвечающие частным интересам и предпочтениям каждой семьи. Условия общения педагога с семьей по организации РППС: - Обеспечение открытости информации о процессе и результатах образования, об образовательной системе (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям) в целом. - Обеспечение возможности и поощрение родителей в высказывании своих предложений, удовлетворения, целей, беспокойства. - Обеспечение возможности беседовать с глазу на глаз, конфиденциальности сведений, предоставленных родителями. - Обеспечение возможности участвовать в образовательном процессе - Обеспечение возможности обращений (журнал обращений, книги отзывов) - Обеспечение возможности оказывать добровольную помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды через договора. Организация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ По Инновационной программе дошкольного образования ФГОС ДО «От рождения до школы» авт. Арапова-Пискарева созданы Центры активности. Социально-коммуникативное развитие: Центр сюжетно-ролевых игр; Центр «Родина»; Центр «Безопасность». Познавательное развитие: Детская лаборатория; Центр сенсорного развития; Центр интеллектуального развития; Центр конструктивной деятельности и строительных игр; Центр экологического воспитания. Речевое развитие: Центр «Будем говорить правильно»; Центр «Здравствуй, книжка» Художественно-эстетическое развитие: Центр творчества; Центр музыкально-театральной деятельности ;Изостудия Физическое развитие: Центр спортивной деятельности; Спортивная комната. Материально-технические ресурсы. Основные направления развития Физическое развитие Наличие специальных помещений Физкультурная комната Спортивный участок Основные пособия и специальное оборудование Спортивное оборудование для проведения физкультурных мероприятий Групповые помещения Центры двигательной активности Медицинское Ростомер, весы и др. обслуживание Комплекс для Спортивное оборудование оздоровительных и закаливающих процедур на территории СоциальноГрупповые помещения Развивающие пособия и игры, коммуникативное атрибуты, сюжетно-игровое развитие оборудование, оборудование для трудовой деятельности, художественная литература Холлы и коридорные Фотовыставки, тематические пролѐты выставки, выставки детских рисунков и предметы продуктивной деятельности детей Музыкальный зал Оборудование, атрибуты для театра, проведения социальнозначимых акций, телевизор, диски и другие носители со специальными программами Территория ДОУ Площадки, малые архитектурные формы на групповых прогулочных площадках для сюжетноролевых игр и др. Познавательное развитие Групповые помещения Центры познавательного развития, оборудование для исследовательской и опытнической деятельности детей (мини лаборатория), материал для разного вида конструирования, экологические уголки, др. Территория ДОУ Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Экологическая тропа, «Зимняя столовая для птиц», цветники Групповые помещения Уголки сказок, дидактические и Зона отдыха развивающие игры, игрыголоволомки, игры для развития логического мышления, развивающие таблицы, мобильные стенды, подбор детских презентаций по темам, детские библиотечки с подбором детской литературы, дидактических игр с литературоведческим содержанием, фильмотекой по произведениям детских писателей, русских народных сказок, фольклорных произведений и др. Центры музыкальноИзостудия художественного творчества, Музыкальный зал центры художественноГрупповые помещения продуктивной деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, перчаточный и другие), магнитофоны, музыкальные инструменты. Материал и оборудование для художественного творчества. Территория ДОУ Летняя театральная площадка Холлы и коридорные пролѐты Психологопедагогическая помощь Фотовыставки, тематические выставки, выставки детских рисунков и предметы продуктивной деятельности детей Групповые помещения Уголки с оборудованием для Зона отдыха психолого-педагогической помощи , уголки уединения Условия для детей не имеющих возможности посещать детский сад. Группа кратковременного пребывания Основные направления физкультурно-оздоровительной работы - организация здоровье сберегающей среды - обеспечение благоприятного течения адаптации - выполнение санитарно-гигиенического режима - пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов - систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров - решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры - проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний - предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики - оказание скорой помощи при неотложных состояниях - закаливание с согласия родителей Дополнительное образование Часть основной образовательной программы формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% в которую входит дополнительное образование по парциальным программам ДОУ, организованной проектной деятельности в соответствии с направлениями: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое. Приоритетным направлением деятельности МБДОУ является: художественно - эстетическое развитие дошкольников. Для развития индивидуальных способностей, творческих возможностей детей, выявлению талантливых детей в художественно - эстетическом развитии служит создание единого образовательного пространства учреждения, сетевое взаимодействие с ДШИ, ДК «Колос», МБОУ «Малокуналейская «СОШ, ДЮСШ . Особое внимание уделяется физическому развитию детей . Традиции детского сада Общекультурными традициями жизни детского сада являются следующие формы: спортивные мероприятия , выход с детьми старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии; создание условий для интересного и приятного общения со старшими и младшими детьми в детском саду; показ детям кукольных спектаклей силами детей ,педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации); организация праздников сюрпризов; организация музыкальных концертов, литературных вечеров, художественных творческих мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации); работа творческих родительских клубов.