Учебный план Пояснительная записка Учебный план МБДОУ Детский сад «Солнышко» на 2022-2023 учебный год разработан в соответствии с : Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 31 июня 2020г №304-ФЗ «О внесении Изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации «по вопросам воспитания обучающихся»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 13.05.2013 г.; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 октября 2020г №32; СанПиН 2.31.2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания»; СП.2.4.3648-26 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения ,отдыха и оздоровления детей и молодѐжи от 01.01.2021г; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 №031213 « О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определѐнному виду» Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от№1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249. Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Солнышко» разработанной на основании примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы; Программой Воспитания МБДОУ Детский сад «Солнышко». План образовательной деятельности МБДОУ Детский сад «Солнышко» на 2022-2023 уч.г. является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объѐм учебного времени отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности .Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2022-2023 гг. в МБДОУ Детский сад «Солнышко» функционирует 4 общеобразовательных группы, 1 из них группа кратковременного пребывания (4 года и старше) укомплектованные в соответствии с возрастными нормами: Первая младшая группа (1,6-3года); смешанная дошкольная группа 2 младший возраст (3-4 года), средний возраст (4-5 лет) ; смешанная дошкольная (старший возраст (5-6 лет) подготовительный возраст (6 лет и старше). Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по ООП МБДОУ Детский сад «Солнышко» разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования 60%, вариативная часть 40 %. . В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», входит в расписание непосредственной образовательной деятельности. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание, ребенок в семье и обществе, самообслуживание, формирование основ безопасности, трудовое воспитание. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; ознакомление с социальным миром; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с миром природы; развитие познавательноисследовательской деятельности Образовательная область « Речевое развитие»: развитие речи, художественная литература. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивно-модельная деятельность; музыкальная деятельность. Образовательная область «Физическая культура»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура. В плане образовательной деятельности предложено распределение основных видов деятельности, которое даѐт возможность образовательной организации использовать модульный подход, позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребѐнка на каждом возрастном этапе его жизни. Образовательная организация работает в режиме пятидневной недели. Образование в МБДОУ осуществляется на русском языке. Структура учебного года Организованная регламентированная образовательная деятельность в группах проводятся с 1 сентября по 31 мая. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности осуществляется строго в соответствии с календарным графиком: Вид деятельности Период учебного года Адаптационный период в группах раннего 01.09-31.10 возраста 03.09-14.09 Мониторинг (педагогическая диагностика) Количество Учебный период 1.09-31.05 16.05-24.05 16 01.06-31.08 13 Мониторинг (педагогическая диагностика) Летний оздоровительный период недель 8 1 2 В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 в летний период проводятся физкультурные, музыкальные мероприятия , продуктивная творческая и экспериментальная экологическая деятельность. Летом увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психического и гармоничного развития детей, является организация режима дня. Учебная нагрузка Максимально допустимый объѐм недельной образовательной нагрузки в первой половине дня, включая реализацию дополнительных образовательных программ в разновозрастных группах для детей дошкольного возраста: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, -в старшей и подготовительной группах - 4 минут и 1,5 часа соответственно. Количество и продолжительность непрерывной непосредственнообразовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13): для детей от 1,6 до 3 лет- не более 8-10 минут для детей от 3-до 4 лет- не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет- не более 30 минут. Оптимальные условия для развития ребенка - это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности: Возраст 1,6-3 г Регламентируемая 2 по 10мин совместная Нерегламентированная самостоятельная 5-5,5 деятельность, 2-3 час детей деятельность (ООД) 3-4 2 по деятельность 15 мин 5-деятельность 5,5 2-3 года 4-5 лет 2 по 20 мин 5,5-6 2,5-3 5-6 2-3 по 20- 25 мин 5,5 - 6 2,5 - 3 3 по 30 мин. 5-5,5 3 - 3,5 лет 6и старше Формы организации организованной образовательной деятельности: - в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564). Для детей в возрасте от 1,6 до 3 лет организованная образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений.) Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут Организованная образовательная деятельность (образовательное событие) с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 40% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность. Организованная образовательная деятельность (образовательное событие), требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности- не менее 10 мин. Обогащенные игры в центрах активности (ожидаемый результат : развитие инициативы и самостоятельности ,умения найти себе занятие и партнеров по совместной деятельности; развитие умения договариваться ,способности к сотрудничеству и совместным действиям). Свободные игры (ожидаемый результат : всестороннее развитие детей, детской инициативы, умения соблюдать правила, играть различные роли, способности взаимодействовать со сверстниками, договариваться ,разрешать конфликты.) Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, проекты ) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание образовательной деятельности соответствуют виду и направлению МБДОУ. Парциальные программы по художественно-эстетическому развитию являются дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и ООП МБДОУ, они составляют не более 40 % от общей учебной нагрузки. Вариативная часть плана образовательной деятельности (модульная часть)- часть плана, формируемая участниками образовательного процесса МБДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МБДОУ, национально-региональный компонент и расширение области дополнительных образовательных услуг для воспитанников в индивидуальном развитии ребѐнка. Для этого МБДОУ осуществляет проектную деятельность ,кружки . Проектная деятельность –один из важнейших элементов пространства детской реализации. I часть обязательная часть основной общеобразовательной программы Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Гигиенические процедуры Режимные моменты Детские активности (включая перерыв) Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Образовательное событие , занимательные дела, НОД. Спортивные и подвижные игры Дидактические и развивающие игры Самостоятельные свободные игры ,разновозрастное общение Прогулка Профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры Обогощенные игры в центрах активности Чтение художественной литературы Экспериментальная деятельность Проектная деятельность Беседы Рассматривание иллюстраций Физкультурный досуг, развлечение Неделя здоровья Праздник Самостоятельная творческая деятельность в центрах развития Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1раз в квартал 1раз в квартал 1раз в квартал Ежедневно II часть формируемая участниками образовательных отношений вариативная (модульная)-дополнительная № Дополнительные Наименование Количество образовательные 1 Театр услуги Проектная деятельность 2 Художественноэстетическое Взаимодействие -социум 1 1 развитие 3 Физическое развитие 4 Экспериментальноисследовательская Экспериментальная деятельность деятельность Кружок по шашкам «Юные шашисты » 1 Проекты 1 Проекты 4